Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Барнаул
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Биробиджан
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Аналитика

Храму святой Екатерины – быть?

Храму святой Екатерины – быть?
Фото Проект храма святой Екатерины (рабочая документация)
В Свердловской области не утихают дискуссии по поводу проекта грандиозного 66-метрового сооружения. Храм святой Екатерины планируют построить к 2023 году, когда будет отмечаться 300-летие Екатеринбурга.

Вера, религиозные чувства заслуживают точно такого же уважения, как и любые убеждения – если, разумеется, таковые убеждения не являются чем-то людоедского толка. Скажем больше – православие, столь долго и жестко угнетаемое в предыдущем историческом периоде, занимает вполне себе особое место в нынешнем бытии. Худо ли, хорошо ли, но именно оно заполняет тот мировоззренческий зазор, который образовался тогда, когда с шутками и прибаутками обрушилась власть Советов – вместе с достаточно могущественной империей, кстати говоря.

Но даже такое положение православия в современной России не ставит его в какое-то исключительную, абсолютно эксклюзивную позицию. Не ставит, хотя бы потому, что в нашем государстве имеются иные конфессии и даже атеисты. И на этом основании любые события, намерения, действия православного свойства должны быть хорошо продуманы – хотя бы для того, чтобы представители тех самых иных конфессий и совершеннейших атеистов не наполнялись негативными чувствами по отношению… Сами понимаете, к кому и к чему.

Говоря о событиях, намерениях и действиях православного свойства применительно к нынешнему Екатеринбургу, в первую очередь подразумевается эпопея с храмом святой Екатерины, покровительницы уральской столицы. Данная эпопея вполне себе точно характеризует то, насколько тонким и хрупким может быть баланс между действиями православных активистов с одной стороны, и теми, кто их ценности разделяет не вполне, но тоже желает всем хорошей жизни – с другой.

Храм на воде

Самое, пожалуй, начало вышеупомянутой эпопеи – дискуссия и последующие действия вокруг проекта размещения храма на стрелке Городского пруда, что насупротив водной станции «Динамо». Храм на воде – что-то вроде этого. Православными активистами, скорее всего, владело желание того, чтобы наиглавнейший храм Екатеринбурга, храм во имя его покровительницы, доминировал над всем. Это так – ибо, если бы данное архитектурное решение воплотилось бы в жизнь, то к этому объекту притягивались бы взгляды всех. Притягивались автоматически – так как доминанту такого рода глазом не объедешь.

Оппоненты данной активности (кстати, в абсолютном большинстве – совершенно лояльные к православию люди) указали на то, что в непосредственной близости от возможной стройплощадки, на которой в первую очередь пришлось бы забивать громадное количество свай, проходит линия екатеринбургского метро. И если громыхать рядом с ним долго и упорно – то возможна техногенная катастрофа. Они указали и на то, что возведение храма на акватории Городского пруда неизбежно приведет к изменению микроклимата в прилегающих районах – и далеко не в лучшую сторону. Их поддержали активисты и иного рода, организовавшие флешмобы по защите Городского пруда. И православные активисты вкупе с властями предержащими прислушались к данной аргументации. Соответственно, храм святой Екатерины в проектном смысле «переехал» на другую площадку – поблизости от Театра драмы и Ельцин-центра. Казалось бы, все вопросы решены к всеобщему удовлетворению. Но есть среди общественности категория скептиков, для которых существующих ответов маловато. И в данной среде бродят некие сомнения на следующий счет – а так ли удачно для будущего православного храма его нынешнее проектное расположение?

Храм на Октябрьской площади

Данные сомнения упомянутых выше скептиков условно можно разделить на две части. Часть первая – сугубо архитектурная. Вернее, можно было бы обозначить все это так: с точки зрения городской среды, с точки зрения восприятия этой самой среды простыми горожанами, насколько оправдано появление в районе так называемого Екатеринбург-сити православного храма, претендующего на то, что он будет возводиться в полном соответствии с историческими православными канонами.

Повод для сомнений такого рода существует. Более того – он просто лезет в глаза. Смотрите сами. Берем «наполнение» зданиями данного района в самом центре Екатеринбурга. Навскидку – брежневский конструктивизм высотки областной администрации, башня «Исеть» этакого «сингапурского стиля», суперсовременный «Хайят» в виде блистающего геометрического тела. Театр драмы, Ельцин-центр – тоже вполне себе современные здания. А вот между брежневской высоткой и «Хайятом» пристроилось здание Законодательного собрания – этакий пряничный домик в псевдостиле а-ля-рюсс с завитушками и вытребеньками. Совершенно инородное тело. Но оно вызывает только улыбку и некоторое удивление тому, как этот петушок – золотой гребешок оказался в столь модерновом месте. А вот храм достаточно серьезных размеров может действительно оказаться для данного места чем-то чуждым. Выстроенным не на месте. Ибо купола в окружении сверкающего стекла могут быть более или менее естественными только тогда, когда стекло возводится вокруг да около старинного, уцелевшего храма – но не наоборот, когда церковь, простите, подселяют к современному окружению. В данном пассаже нет академической архитектуры, в нем некоторые особенности человеческого восприятия – но не в том ли заключается миссия этой самой академической архитектуры, как ни в том, чтобы совокупность зданий воспринималось простым человеком как нечто единое, гармоничное, чтобы не вызывало оно ни малейшего отторжения?

Возможно, даже наверное, высоколобые градостроители на приведенные сомнения даже не глянут. А если и глянут, то, по всей вероятности, снисходительно и пренебрежительно. Мол, еще один дилетант лезет туда, где он не понимает, простите, ни шиша. Постигни таинства архитектуры, сумей отличить ордер ионический от ордера дорического – тогда и лезь со своими сомнениями.

Но ведь данные сомнения основаны на том, что у любого нормального человека присутствует по определению – чувства меры и гармонии. И если данные чувства при виде нововозведенного храма не проснутся – кто будет в этом виноват? Он сам, или архитектор, не отмеривший семь раз, прежде чем построить? Так законны эти самые сомнения скептиков или нет? Вопрос считаем сугубо риторическим.

В окружении Ельцина и Гайдара

А теперь – о второй части кулуарных разговоров скептиков в части новой площадки для возведения храма святой Екатерины в Екатеринбурге. И разговоры эти имеют несколько православное звучание, так как они основываются на следующем вопросе – а данное место может стать намоленным в самом широком смысле этого слова?

Если предположить, что данный храм будет построен там, где планируется, вблизи от Театра драмы, то в его непосредственном окружении окажутся два исторических здания. Первое – так называемый «Дом Аркадия Гайдара», имеющий статус памятника с 1980 года на том основании, что в 1927 году здесь несколько месяцев проживал небезызвестный детский писатель. Для справки: Гайдар был не только детским писателем, но и нормальным карателем. И на его совести множество жизней, которые он загубил, будучи командиром части особого назначения. Слово «каратели» революционеры и коммунисты маскировали именно так. ЧОН. И руки по локоть в крови. И памятник этому стоял, стоит и будет стоять – просто потому, что это официальный памятник.

Второе историческое здание – это так называемый демократический новодел. Ельцин-центр. Объект, возведенный в честь первого президента России – в котором зачастую проводятся такие мероприятия и перфомансы, которые, вообще-то, истинному православному, как минимум, противны.

Но, вообще-то, дело даже и не в этом. Давайте просто вспомним – а кто такой Борис Николаевич Ельцин? И, применительно к православию, скажем, как отрежем – товарищ Ельцин был первым секретарем Свердловского обкома КПСС, в бытность которого был снесен дом купца Ипатьева. Дом, который мог бы стать действительной православной святыней – если бы уцелел. И не надо вспоминать, как первый президент России истово крестился. Внезапное религиозное прозрение, когда это стало можно, стоит очень недорого. И в памяти останутся не движения ельцинской руки по маршруту «лоб – пуп – право – лево», а совершенно иное.

Подумайте вот еще над чем. Предположим, что храм святой Екатерины возведен на площадке у Драмтеатра. Выходите вы после службы, оборачиваетесь лицом к воде – и что вы видите на другом берегу? Еще один храм (Храм на крови, небезупречный, кстати, в части следования архитектурным и православным канонам новодел) вместо дома, в котором была зверски расстреляна царская семья. И вдруг – вы забываете, при ком эта святыня была разрушена. Не беда – обернитесь в другую сторону, посмотрите на суперсовременное здание, и фамилия «Ельцин» всплывет в вашей голове сама собой.

Все это – то самое восприятие данного конкретного места, о котором мы говорили ранее. Тут могут возразить – все это сплошные эмоции. А мы и не спорим – они и есть. Но! Что гармония с окружающей средой, что гармония в душе – это ведь тоже эмоции. И именно ради них должны трудиться что архитекторы, что архиереи. А иначе – зачем все это?

Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Дзен
Яндекс.Метрика