Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Барнаул
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Биробиджан
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Общество

Томские IT-разработчики создали систему для безналичного расчета в общественном транспорте

Томские IT-разработчики создали систему для безналичного расчета в общественном транспорте
Фото m.news.yandex.by
В начале 2019 года губернатор Сергей Жвачкин обратился к IT-компаниям с предложением помочь транспортным службам разработать в общественном транспорте Томска систему безналичных расчетов за проезд. На эту инициативу отозвались студенты и сотрудники университета из лаборатории «Цифровая экономика» и коллектив томского ООО «Цифрономика». Сейчас у них есть уже готовый комплексный продукт для внедрения как на муниципальном транспорте, так и среди частных перевозчиков. Кроме того, разработчики готовы совершенствовать его, чтобы система «обросла» новыми функциями

По данным статистики и соцопросов, в Томске функционируют почти 550 единиц общественного транспорта. На нем совершается порядка 60 млн поездок в год. При этом 74 % пассажиров считают удобство оплаты за проезд важнейшим критерием, 37 % готовы расплачиваться с помощью смартфона, и 35 % заявили о том, что стали бы чаще передвигаться на общественном транспорте, если бы в нем была удобная система оплаты.

Кроме того, в связи со вступлением в силу федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» все перевозчики будут вынуждены решить вопрос с введением безналичной оплаты в общественном транспорте в течение года. Соответственно, потребность на рынке в подобных решениях — и желательно, невысокой стоимости — как никогда высока.

Заинтересованных сторон во внедрении разработанной платежной системы несколько. Так, государство получит законность операций и «обеление» рынка пассажироперевозок. Водителям будут обеспечены простота в использовании своего приложения, снижение нагрузки и возможность оперативно обнаружить пассажира, не рассчитавшегося за проезд. Для перевозчика плюсами будут дешевизна интеграции, привлечение новых клиентов, рост выручки и низкая комиссия. Выгодой для банков станет выручка от эквайринга. А потребитель обретет легкость и удобство оплаты при поддержке всех устройств и различные бонусы.

«Томск, позиционирующий себя инновационным городом, до сих пор не имеет системы безналичных расчетов в общественном транспорте, и это нонсенс, — отметил, говоря на эту тему в январе 2019-го, губернатор Томской области Сергей Жвачкин. — Отдельные эксперименты по безналичной оплате не в счет, нам нужна системная работа в этой сфере. Практика показала, что одни чиновники с этой задачей справиться не могут. Обращаюсь к IT-компаниям, представителям банковской сферы — давайте поможем городским транспортным службам найти оптимальное решение».

«Мы на это откликнулись и такую систему создали, а потом ее доработали с учетом пожеланий частных перевозчиков, — рассказывает заведующий лабораторией «Цифровая Экономика» при НИ ТГУ, директор МИП «Цифрономика» Александр Ильин. — Дело в том, что пока в Томске был проведен конкурс на поставку необходимого оборудования только для нужд муниципального Трамвайно-троллейбусного управления, а коммерческий транспорт остался не охвачен. Поэтому мы предлагаем свои услуги в плане создания независимого транспортного оператора на базе разработок лаборатории».

Предполагается, что данный оператор будет иметь статус малого инновационного предприятия. Сейчас данный проект находится в стадии коммерциализации.

Программное решение для организации работы общественного транспорта и приема платежей включает в себя три продукта. Это мобильное приложение пассажира и сайт для регистрации, приложение для водителя и веб-форма для диспетчеризации, а также сервис аналитики. Данные продукты способны как существовать самостоятельно, так и дополнять друг друга.

Что касается приложения водителя, через него он сможет получить доступ от диспетчера к выходу на смену, отмечать перерывы и уходы с рейса с указанием причин, получать оплату, проверять при необходимости факт оплаты и видеть поступление платежей в режиме реального времени. Веб-сайт будут использовать перевозчики и диспетчеры. Так они смогут регистрировать водителей, выдавать им допуски к выходу на смену и контролировать их работу. Страничка на веб-сайте, предназначенная для пассажиров, дает им возможность зарегистрировать и привязать свою карту и проверять баланс. При этом пассажир сможет использовать для оплаты не только банковскую карту, но даже любую бонусную, которые выдают в магазинах — системе достаточно считать QR-код, NFC или штрих-код карты.

«Доработанная система является не просто платежной. Это комплексная информационная система управления предприятием пассажироперевозок. В ее структуру входит диспетчерский пункт, она дает возможность перевозчикам анализировать ситуацию и получать обращения граждан через цифровую платформу «Активный гражданин». Это решение мы уже готовы представить. Более того, наша система уже «обкатывается» в Ленинградской области. Хотелось бы видеть ее и в Томске», — отмечает Александр Ильин.

Использование разработанной системы для пассажиров может быть бесплатным, а для перевозчиков обойдется максимум в 4 490 рублей на одно транспортное средство. Комиссия от платежей составит 2,5 %. Правда, отмечают разработчики, для таких показателей необходимы изменения в ФЗ-54, чтобы законодателем была установлена возможность выдавать пассажирам только электронную версию чека и билета, не используя стандартное оборудование.

Более того — из проекта системы оплаты родились три параллельных, которые ориентированы на интересы перевозчиков, пассажиров и рекламодателей. Так, например, не все студенты знают о льготах, которые им положены при проезде в общественном транспорте при условии покупки электронного проездного. В этом случае цена проезда в электротранспорте составляет 14,5 рубля вместо обычного ценника в 21 рубль. Новая платежная система позволит пользователям узнать об этой возможности сэкономить.

При всех плюсах системы разработчики готовы передать ее городу или независимому оператору бесплатно, более того — сами заплатить за внедрение такой системы в Томске и возможность подключить ее к уже существующей. Окупаемость этих вложений принесут банковская комиссия от перевода средств за билеты и сопутствующих платежей, которые тоже станут доступны пользователям.

«Еще одна наша «фишка», которую можно сделать, — навигатор по Томску для гостей города, сейчас ведь очень популярна тема туризма. Да вообще, наши студенты очень многое предлагают, и все это востребовано с точки зрения пожеланий, заявленных властями. Но, конечно, для нас главная ценность — это пассажиры. От количества работающих платежных систем число пассажиров не изменится, но ведь нужно сделать так, чтобы им было комфортно. Будет удобная система — пассажиры будут скачивать это приложение. А мы за качество своей системы отвечаем. Поэтому полностью готовы идти на такой финансовый риск», — подытожил Александр Ильин.

Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Дзен
Яндекс.Метрика