Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Рязань
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Великий Новгород
Архангельск
Ленинградская область
Петрозаводск
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Саратов
Казань
Ульяновск
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Хабаровск
Аналитика

Танки наших заклятых друзей

Танки наших заклятых друзей
Фото vk.com, wikipedia.com, rambler.ru
Сегодня ни для кого не секрет, что в России по-прежнему производятся танки. Не удалось либеральной публике погубить эту отрасль оборонно-промышленного комплекса, как ни старались. В итоге в серийном производстве находятся Т-90 и Т-14, а параллельно ведется глубокая модернизация Т-72 и Т-80. Но наш рассказ не об этом. Мы поговорим о том, что происходит с танкостроением так называемых «развитых зарубежных стран»: США, Великобритании, Германии, Франции и Японии. Все эти страны время от времени ярко демонстрируют антироссийскую риторику, но ситуация с выпуском танков в них, мягко сказать, уже не первый год наблюдается интересная.

США: Был «Абрамс», да весь вышел

В Соединенных Штатах Америки в годы открытого противостояния с СССР танки строились большими сериями. Последней моделью американского основного боевого танка стал «Абрамс», выпускавшийся с 1980 года в 3 версиях: ранний М1 со 105-мм пушкой, более современный М1А1 со 120-мм пушкой, а также М1А2 (дальнейшее развитие М1А1 с той же пушкой). Стоит особо подчеркнуть, что своя нормальная 120-мм пушка у американцев так и не появилась, поэтому в итоге купили лицензию у немцев из «Рейнметалл». Главной «фишкой» «Абрамсов» стала дорогущая, но мощная 1500-сильная газотурбина, позволяющая вполне сносно двигаться машине, масса которой превышает 60 тонн. Кстати, автомат заряжания в США так и не смогли внедрить – в экипаже танка 4 человека. Еще на «Абрамсе» неплохо «поигрались» с так называемой урановой броней и боеприпасами к пушке, содержащими обедненный уран: это не могло не отразиться на здоровье танкистов и обслуживающего персонала.

Несмотря на ванильные истории о техническом совершенстве «лучшего в мире танка», каким американцы сами называют свой «Абрамс», говорить о том, что перед нами что-то выдающееся трудно. Во время первой войны в Ираке (1991 год) США активно пиарили М1А1, но скрыть потери от огня более старого советского оружия, которое было поставлено армии Хусейна в 1980-х годах, им не удалось. На этом фоне в американском руководстве возник грандиозный перекос в сторону авиации и высокоточного оружия, что негативно отразилось на будущем версии М1А2 и перспективного проекта «танка будущего», который должен был сменить «Абрамс» в начале 2000-х годов. В то же время в США посчитали, что с уничтожением СССР они стали единственной мировой сверхдержавой, и решили срезать планировавшиеся гигантские расходы на новые танки. В итоге уже в начале 21 века производство боевых машин за океаном прекратилось, а новые разработки свелись лишь к модернизации имеющихся. Всего выпустили чуть более 10000 «Абрамсов», из них М1А2 – около 2000. На вооружении в США – сейчас примерно 2700 машин М1А1 и М1А2 (из них 1600 – М1А2) и еще не менее 2000 хранятся в резерве.

В 2019 году на территории США остался один-единственный полноценный танковый завод – в штате Огайо. Но выпуска новых танков на нем нет уже более 10 лет, есть модернизация небольшими партиями того, что было выпущено ранее. По сути это танкоремонтный завод, на котором одно время пытались продержаться на экспорте, – выпускали комплекты для сборки М1А1 для армии Египта. Говорить о каком-то грядущем резком технологическом скачке в данной отрасли в США пока очень трудно.

Великобритания: Закат «Челленджера»

Великобритания, которая является первой в мире страной применившей танки в бою, давно уже не лидер в их производстве. Да и собственно производства как такового больше нет. Верхом развития английского танкостроения стал танк «Челленджер-2». Его выпускали на заводе «Виккерс»/«БАЕ Системс» в 1994-2009 годах. Машина массой 62,5 тонны изначально была оснащена британским дизелем «Перкинс» CV12 мощностью 1200 лошадиных сил, а ее основным калибром стала 120-мм пушка L30A1 без автомата заряжания также собственной разработки. Правда, при очередной модернизации «Челленджер-2» лишился родного «сердца»: его заменили на немецкий дизель в 1500 л.с. с автоматической КПП.

Всё это очень интересно и заслуживало бы внимания, если бы не один важный факт: всего в Великобритании было выпущено 358 танков «Челленджер-2», а количество боеспособных из них сегодня еще меньше – около 250. Англичане и сами не скрывают: танков мало и останется еще меньше – ожидается, что в ближайшие годы после очередной модернизации в войсках будут готовы к бою менее двух сотен танков. Это и есть все танковые силы некогда грозной островной империи. Впрочем, в Великобритании уверены, что им такого добра хватит аж до 2035 года. А потом? Потом «появится что-то новое». Но с учетом того, что местная танковая промышленность на «Челленджере-2» фактически встала, это новое может быть уже импортным…

Германия: Большой железный капут и ЕОБТ

После того как в 1990 году на карте Европы по доброй воле размякшего руководства гибнущего СССР появилась объединенная Германия, многим казалось, что это будет не только промышленный гигант, но и военный. К счастью, всё вышло иначе. Несмотря на участие в агрессии НАТО против Югославии в 1999 году и так называемых «миротворческих» операциях проамериканского блока в Афганистане, нынешняя Германия все-таки оказалась весьма средней страной в военном отношении. В плане танкостроения – еще хуже.

Выпускавшийся до 2008 года танк «Леопард-2» неоднократно модернизировался. Надо сказать, что для своего времени машина была неплохая, правда, как это на Западе принято, тяжелая. После ряда модернизаций масса танка превысила 62 тонны, тяжелую конструкцию тянет 1500-сильный германский дизель MTU (тот, про который мы выше говорили, используемый на английском «Челленджере»). Вооружен «Леопард-2» 120-мм пушкой «Рейнтметалл» (ее купили у немцев американцы для «Абрамса»). Всего с 1979 по 2008 годы выпустили около 3200 танков. Германия довольно выгодно продала их своим соседям и даже ряду далеких стран в предыдущие годы, используя свое доминирующее экономическое положение в Евросоюзе. На этом все успехи и закончились. Вместе с запасами танков.

В 2010-х годах германские милитаристы измельчали, и новых танков не выпускают. Имеющиеся около 300 танков «Леопард-2» наконец-таки решились модернизировать в версию 2А7V (сейчас в этом варианте имеются только 20 машин, остальные – 286 штук – А6, из них боеспособны около 100 единиц). Производства же новых машин у наследников «железного капута» уже не ведется, и посему они выкупают (!) старые танки версий А4 и А6, ранее проданные Голландии и Швеции. Итогом этих манипуляций с танками должно стать наличие 320 (!) модернизированных до уровня «Леопард-2А7V» танков на вооружении армии Германии к 2026 году. Итого вся танковая мощь немецкой армии будет представлять собой чуть более 3 сотен 70-тонных машин (кстати, без автомата заряжания)…

Понимая ущербность ситуации, в Германии говорят о возможной кооперации с Францией (о ней чуть ниже) по созданию «европейского основного боевого танка» (Euro Main Battle Tank, EBMT или по-русски «ЕОБТ»). Однако из-за отсутствия серьезного научно-технического потенциала в танкостроении обеих стран, первым и пока единственным реалистичным концептом «ЕОБТ» стал «танк-мутант», в котором на шасси немецкого «Леопарда» поставили башню французского «Леклерка»…

Франция: Ненужные плоды эволюции

Весьма интересный основной боевой танк, как оказалось на фоне всего вышеописанного, получился у французов. Называется он AMX-56 «Леклерк» и выпускался с 1992 по 2010 годы. Всего за это время произвели чуть менее 900 машин трех версий массой от 55 до 58 тонн. Это единственный серийный западный танк, в котором есть автомат заряжания, и поэтому в его экипаже всего 3 человека (как у российских машин). Основное оружие «Леклерка» — 120-мм пушка французского производства, но вот с двигателем у местной промышленности ничего не вышло, и в итоге боевая машина приводится в движение финским (!) дизелем Wartsila мощностью 1500 лошадиных сил с турбокомпрессором «Гипербар».

AMX-56 получил «навороченную» электронную начинку, правда, она немало потрепала нервы танкистам из-за сложности и постоянных доработок. Может быть, это в итоге и отпугнуло потенциальных покупателей от неплохой для западного танкостроения машины: есть только один заказчик кроме «родной» французской армии, это – Объединенные Арабские Эмираты, закупившие 388 «Леклерков». Сами французы сейчас располагают примерно 350 боеспособными танками.

Производство основных боевых танков во Франции остановилось почти десятилетие  назад. Что дальше? На этот вопрос никто не может дать ответа. Очередная франко-германская техническая химера типа «ЕОБТ» или все-таки реально новая разработка? Пока есть только одно официальное решение: постоянно модернизировать «Леклерки», протянув срок их службы до 2040 года.

Япония: Серьезно, но мало

Японское танкостроение можно было и бы не включать в этот обзор, так как это не Запад. Но островное государство у берегов России примыкает к проамериканскому блоку и по-прежнему смотрит в сторону наших территорий. Да и инженерно-техническая школа современного японского танкостроения все-таки близка к западной, хотя в ней имеется определенная доля оригинальности. Кроме того, из союзных США стран только Япония сейчас продолжает выпускать новые танки — «Тип 10», причем с автоматом заряжания. Правда, число этих танков относительно небольшое: с 2010 года их произвели около 80 единиц.

«Тип 10» представляет собой танк, разработанный в конце 2000-х годов. Он весит 44-48 тонн, у него 1200-сильный дизель местной разработки. Основное вооружение представляет собой 120-мм японскую пушку, унифицированную с немецким орудием, используемым на «Леопарде» и «Абрамсе». Японцы также утверждают, что у них имеется перспективное орудие калибра 135 мм, которое они могут установить на «Тип 10» в обозримом будущем.

Стоит заметить, что «Тип 10» должен заменить 50-тонный танк предыдущего поколения «Тип 90», напоминавший одновременно французский «Леклерк» и немецкий «Леопард»: пушка от немецкого танка плюс свой автомат заряжания, все это с 1500-сильным дизелем «Мицубиши». В 1992-2011 годах собрали около 350 таких машин, и они используются сегодня только в японской армии.

Новый «Тип 10» изначально создавали как «более дешевый танк» (чем «Тип 90»), но с учетом небольших объемов производства машина все равно вышла дорогая. Впрочем, если учесть, что США, Германия, Великобритания и Франция уже почти десятилетие не выпускают основные боевые танки, то Япония остается своего рода островком реального танкостроения в проамериканском военном блоке, где создают новые модели и производят их пусть небольшой, но серией.

P.S. «Группа товарищей» за кадром

В заключение стоит отметить, что в Евросоюзе есть еще неназванные выше две страны, которые располагают танками «собственного производства» — Италия и Польша. Но здесь нужно брать в кавычки словосочетание «собственное производство» по причине того, что сами по себе они не создали 100%-оригинальных машин. Италия в 1995-2002 годах выпустила около 200 танков С1 «Ариете» на базе немецкого «Леопарда». Основной боевой танк армии Польши ПТ-91 «Твярды» это обновленный вариант Т-72, сохранивший даже советскую 125-мм пушку 2А46М и выпускавшийся поляками в 1995-2002 годах. Однако, говорить о сохранении серьезного производства танков в Италии и Польше очень трудно.

Существовавшие «очаги» разработки и производства танков в Швеции и бывшей Югославии сегодня уже стали историей, также как румынское и чешское танкостроение. Особняком стоит Турция, которая решила войти в клуб создателей танков со своей новой 50-тонной машиной «Алтай», запуск которой в серию тянется с 2015 года. Причем замах у турок большой – сделать так, чтобы все на танке было собственного производства, но пока это скорее смесь западных и южнокорейских технологий с турецкой локализацией. Турки обещают, что с 2020 года «Алтай» все-таки пойдет в серию. Поживем-увидим.

За кадром нашего материала остался Израиль с его уникальным танком «Меркава», китайцы, продолжающие советскую школу танкостроения, и еще несколько стран, но ведь мы изначально говорили о государствах, с которыми у России исторически происходили прямые военные конфликты, и которые продолжают время от времени увлекаться антироссийской риторикой. Поэтому о танках Азии – как-нибудь в отдельном материале.

Кузнецова предложила лишать интернета за преступления против детей. Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Новости
Яндекс.Метрика