Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Барнаул
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Биробиджан
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Культура

Почему опера — крутое хобби

Почему опера — крутое хобби
Фото belcanto.ru / MetOpera / Ken Howard
Толстые люди, поющие на непонятном языке, развлечение для снобов, статусное мероприятие «для галочки»… Если вы все еще думаете так об опере, то вот пять причин поменять свое мнение.

1. Опера — «экстремальный вид спорта»

Чтобы человеческий голос без микрофона перекрывал оркестр и был слышен в любой точке зала, тело певца должно работать как один большой резонатор. Для усиления звука вокалисты используют резонаторные полости — пазухи носа, гортань, трахеи и бронхи. По такому же принципу работают сабвуферы современных акустических систем. Певцу нужно максимально расширить грудную клетку, чтобы в легких поместилось больше воздуха. Для этого артист «продавливает» вниз диафрагму — мышечную стенку, разделяющую грудную и брюшную полости. Диафрагмой вокалист создает и правильный напор воздуха из легких. Добавьте к этому контроль над музыкальной фразой и нюансами звука, актерское мастерство и сценическое движение (в современных постановках приходится петь вниз головой, паря на канате над сценой и даже метая ножи!). Все это требует колоссальной сосредоточенности, физического и умственного напряжения. Звезда мировой оперы Анна Нетребко признается, что теряет за спектакль до 3 килограммов.

Ария Плавалагуны из «Пятого элемента» — модернизированная версия арии Лючии ди Ламмермур из одноименной оперы. В фильме ее исполняет Инва Мула — албанская оперная певица с русскими корнями. Фото: yandex.ru

Высокие ноты, быстрые темпы, длинные фразы, исполняемые на одном дыхании — такое же экстремальное явление, как четверные прыжки в фигурном катании или 32 фуэте в балете.

2. Это простой способ прокачать кругозор

Читая в программке краткое содержание, вы в какой-то степени прикасаетесь к первоисточнику, потому что большинство опер написано по мотивам литературных произведений. Разгадывая шарады модного оперного режиссера, вы учитесь поддерживать светский разговор о современном театре. К этому жанру обращаются многие крупные композиторы, так что оперный театр прекрасное место для знакомства с творчеством Гершвина и Стравинского, Шостаковича и Щедрина. Оперы часто исполняют выдающиеся дирижеры и прославленные оркестры. «Пиковая дама» под управлением Владимира Федосеева или «Кольцо нибелунга» с Валерием Гергиевым за пультом — чем не повод пойти в оперу!

Наконец, вы начнете с легкостью отличать сопрано от меццо, колоратурный голос от драматического и даже при случае блеснете знанием термина «драматическая колоратура».

3. В оперном мире есть свое фан-сообщество

Война «козловисток» и «лемешисток» — поклонниц Сергея Лемешева и Ивана Козловского — давно в прошлом. Современные фанаты выясняют отношения в соцсетях и на интернет-форумах. Сталкиваясь же в театре, «непримиримые оппоненты» раскланиваются и спешат обменяться впечатлениями. В этой среде не принято тушеваться — поучаствовать в обсуждении может любой. Если ваши соседи спорят во время антракта, занижает ли тенор, в форме ли сопрано и какие сегодня темпы, можно смело обращаться за разъяснениями. Вас с удовольствием просветят и выдадут подробные рекомендации, «на кого» стоит сходить в следующий раз.

Ольга Бородина в партии Амнерис («Аида»). Метрополитен-опера, Нью-Йорк. Фото: theatrehd.ru

4. Это дешевле, чем балет

Русский классический балет — всемирно известный бренд. Зрителям кажется, что балет проще для восприятия, поэтому приехавших в гости родственников и собственных детей ведут, в первую очередь, на «Лебединое озеро» и «Щелкунчика». Многие театры показывают балеты чаще, чем оперы, а цена билетов на них выше. Удивительно, но попасть на хорошего и даже выдающегося оперного певца гораздо проще, чем на какую-нибудь балетную классику с рядовым составом исполнителей. Если же в балетном спектакле ожидаются звезды, то билет скорее всего придется брать у перекупщиков.

Это правило действует даже в главных «туристических» театрах страны — Большом и Мариинском, куда многие приходят «поглазеть на люстру». Если вам тоже позарез нужно селфи на фоне люстры, присмотритесь к опере как «эконом варианту». Вдруг понравится?

5. Русские — не чужие на оперном празднике жизни

В мире всего пять национальных оперных школ — итальянская, французская, немецкая (сюда же включают австрийских композиторов-классиков), русская и чешская. Проще говоря, Россия подарила миру не только великую литературу, но и великую оперную традицию. В 1990-е дорогу на мировую сцену проложили Мария Гулегина, Дмитрий Хворостовский, Ольга Бородина, Владимир Галузин, Галина Горчакова. В 2000-е прославились Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Екатерина Губанова, Альбина Шагимуратова, Елена Панкратова. Сегодня на пик международной карьеры выходят Юлия Лежнева, Ольга Перетятько, Аида Гарифуллина и многие другие. Российских оперных певцов можно сравнить с российскими хоккеистами. Замените клубы НХЛ на Метрополитен-оперу в Нью-Йорке, Ковент-Гарден в Лондоне, Парижскую или Баварскую оперу и вы не увидите особой разницы — везде будут русские имена. Впрочем, в театрах второго и третьего ряда тоже будут русские имена, просто чуть менее известные.

«Снегурочка» в Парижской опере. На поклоны вышли режиссер-постановщик Дмитрий Черняков и дирижер-постановщик Михаил Татарников. Фото: espacelyrique.blogspot.com

Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Дзен
Яндекс.Метрика