Печатать
03 Ноября 201516:00

ЗСТ с ЕС, или «Дорожная карта» по уничтожению украинской экономики

Виктор Медведчук

Украинский политик
ЗСТ с ЕС, или «Дорожная карта» по уничтожению украинской экономики
776 1 0
Похоже, «правительство камикадзе» окончательно и бесповоротно вознамерилось уничтожить отечественную экономику.
Печальный опыт 2015 года, когда Киев пока еще в одностороннем порядке пытался приблизиться к ЕС, украинских реформаторов так ничему и не научил. «Пусть никто не сомневается, соглашение о ЗСТ заработает с 1 января 2016 года», ― заявил премьер-министр Арсений Яценюк, добавив, что это «станет дорожной картой для привлечения инвестиций и обеспечения расцвета украинской экономики».

Арсений Петрович покривил душой. Зона свободной торговли с ЕС не только не принесет расцвета дышащей на ладан украинской экономике, но и окончательно добьет те немногие ее секторы, которые хоть и с трудом, но выжили в условиях еврореформ.

Как известно, экономическая часть Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС была подписана в июне 2014-го, а спустя несколько месяцев стороны приняли решение об отсрочке ее реализации. Тогда глава внешнеполитического ведомства Украины Павел Климкин выразил благодарность ЕС за «уникальное предложение относительно одностороннего доступа украинских товаров к европейскому рынку, которое позволит производителям эффективно подготовиться к дальнейшей либерализации и максимально эффективной реализации всех положений соглашения о ЗСТ». Режим односторонних торговых преференций для Украины действует уже больше года, так что самое время подводить итоги.

Евроинтеграторы обещали отечественным производителям создать все условия для выхода на европейский рынок, но вместо ожидаемого прорыва Украина получила спад во внешней торговле. По итогам 2014 года по сравнению с 2013-м украинский экспорт сократился на 14%, или на $9 млрд. В текущем году объем внешних поставок снизился просто катастрофически: по итогам 8 месяцев 2015-го украинский экспорт в ЕС обвалился на 32,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. О том, чтобы нарастить свое присутствие на европейском рынке, речь уже давно не идет, отечественным компаниям не удается даже сохранить былые (доевромайданные) позиции на рынке ЕС.

Но и это далеко не самое страшное. Существует обратная сторона евроинтеграции ― это разрушение торгово-экономического сотрудничества с РФ. «Война санкций», разрыв кооперационных связей и, как следствие, импортозамещение, к которому прибегли российские партнеры, нанесли тяжелейший удар украинской экономике. Если в 2012-м украинский экспорт в РФ достигал $17,6 млрд, то в январе ― августе 2015 года он едва превысил $3,1 млрд.

Евроинтеграционная лихорадка Киева, которую наши политики и чиновники почему-то гордо именуют «реформами», привела к тому, что ряд отраслей вообще оказались на грани краха. Украинские вагоностроительные заводы простаивают, флагману отечественного ракетостроения ― государственному предприятию «Южмаш» ― грозит банкротство. Не получают зарплаты сотрудники таких предприятий, как «Арсенал», «Азовэлектросталь», «Буревесник», НИИ «Квант». Просто катастрофическая ситуация в автопроме. В рейтинге производителей легковых автомобилей (по версии Всемирной организации автопроизводителей) Украина оказалась на последнем месте ― спад производства в первом полугодии достиг 90%.

В 2014 году ВВП Украины сократился на 6,8%, по итогам 2015-го прогнозируется спад экономики на уровне 15%. Страну захлестнули инфляция, девальвация, рост безработицы. Задолженность по выплате заработной платы достигла 2 млрд грн! Согласно исследованию Global Wealth Report 2015, проведенному швейцарским банком Credit Suisse, благосостояние украинцев продемонстрировало самое стремительное падение среди всех государств мира ― более чем на 40%.

Таковы «достижения» еврореформаторов, объявивших курс на евроинтеграцию единственно правильным и безальтернативным. Еврореформы настолько подорвали украинскую экономику, что впору говорить о крахе евроинтеграционной идеи. Но в правительстве, судя по заявлениям премьера, на достигнутом решили не останавливаться. Уничтожение украинской экономики ― вот, очевидно, истинная цель «правительства реформаторов». Не получив никакой выгоды от односторонних преференций (на товары, которые Украина наиболее активно поставляет в ЕС, установлены смехотворные квоты, например, еще в начале мая украинская сторона полностью использовала годовые квоты на экспорт меда, виноградного и яблочного соков, ячменной крупы, муки, зерна, обработанных зерновых злаков и кукурузы), Киев с 1 января 2016-го будет вынужден открыть свои границы для европейских компаний.

Украинские товаропроизводители уже понимают, что закрепиться на европейском рынке практически нереально. Кроме дорогостоящих процедур сертификации, модернизации производства, внедрения европейских стандартов, выход на рынки ЕС сопряжен со множеством других трудностей: высокой конкуренцией, недоверием к украинской продукции со стороны европейских потребителей, огромными издержками на продвижение товаров и прочим. В то же время европейские товары без труда зайдут в Украину. Эксперты уже подсчитали: 400 млн евро в год ― столько смогут сэкономить европейские экспортеры, когда Украина отменит экспортные пошлины. В первую очередь можно говорить о росте поставок в нашу страну мяса, субпродуктов, молока и молочной продукции, овощей и фруктов из ЕС.

Понимая, что катастрофические последствия нынешней политики Киева станут очевидны уже в ближайшей перспективе, министр финансов Наталья Яресько вынуждена была признать: «Возможно, мы не полностью готовы (к ЗСТ с ЕС. ― Авт.)». Впрочем, глава Минфина продолжает убеждать: «…Отсрочка не даст нам лучшей подготовки. Нужно двигаться вперед».

Вот только в украинских реалиях движение «вперед» отбросит Украину назад на несколько десятилетий и поставит под угрозу ее экономическую и политическую независимость.

Другие важные персоны

Игорь Гладнев Игорь Гладнев министр культуры Пермского края Елена Сутормина Елена Сутормина член Общественной палаты РФ Никита Исаев Никита Исаев директор Института актуальной экономики
Все важные персоны

Комментарии (0)

Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе