Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Рязань
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Великий Новгород
Архангельск
Ленинградская область
Петрозаводск
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Сибирский федеральный округ
Улан-Удэ
Иркутск
Томск
Омск
Чита
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Хабаровск

«От образованного человека нет угрозы»

Саид Дукаев

«От образованного человека нет угрозы»
Саид Дукаев, председатель Центра чеченской культуры «Барт», что значит «Единство» - о самом важном: взаимоотношениями между нашими народами.

— Саид Ахматович, вы на Северо-Западе, в частности в Пскове, живете более 30 лет, кем себя больше ощущаете, русским или чеченцем?

— Если точно, то 34 года живу здесь, и, конечно, ощущаю себя чеченцем и россиянином, естественно. А такой вопрос мне нередко задают. И хочется всегда в историю углубиться. Вайнахи (чеченцы и ингуши) самыми автохтонные, самые древние народности, проживающие в границах РФ. Они ниоткуда не пришли и ниоткуда не «понаприехали». Они исконно проживают на этой территории с 2-1 тыс. до нашей эры. Об этих народностях и об их культуре известно более чем 1200 лет до появления государства Киевская Русь. В процессе формирования единого централизованного русского государства при Иване Грозном (2-ая пол. 16 века) эти народности уже входили в состав этого государства и были установлены торговые связи. Из этого следует вопрос, какие народности стояли у истоков при формировании российской государственности?…..

— Подождите, а как же Кавказские войны в 18 — 19 веках?..

— Причиной возникновения и периодичности этих войн было связано не с противостоянием народов, а с мерами усиления крепостнических порядков в центральных регионах России. Народы Кавказа будучи свободолюбивыми по натуре, не готовы были терпеть ограничения связанные с крепостническими порядками.

— Вы же историк, окончили истфак Псковского пединститута!..

— И хорошем смысле этого слова считаю себя псковичом, так как я радуюсь успехам, которые есть в городе и области и сопереживаю неудачам, значит, чувствую себя составной частью этого социума. Я так же переживаю, когда дорога разбита, когда орудуют вандалы, когда очерняютнашу историю. И соответственно радуюсь, если построили набережную реки Великой, если преобразился город. И мне приятно, когда мои земляки, приезжающие ко мне в гости хвалят Псков: «Да, это настоящий русский город!»

— На родину часто ездите?

— Они чаще приезжают, чем я.

— Расскажите про свою семью.

— Жена, сын, дочь, племянница. Ей 13 лет, я взял над ней опекунство, когда умер мой младший брат. Дочери 16 лет, сыну 20, он студент Санкт-Петербургского университета Правосудия.

— Ого! Там большой конкурс!

— Учился в ПсковГУ, на финэке. Потом досдал ЕГЭ. Сам готовился, сам узнавал, сам все справки собирал. У меня принципиальная позиция — без всяких протеже. За него нигде не бегал, это недостойно. Но дать возможность самому все делать — главное. Я сторонник образования, от образованного человека нет угрозы.

— Вы возглавляете Центр чеченской культуры «Барт». Расскажите о нем, это диаспора?

— Диаспора – это бытовое выражение. Диаспоры там, где люди из другой страны, Чеченская республика является субьектом РФ. Поэтому у нас Центр. Входит туда 400-500 человек. Количество меняется, люди уезжают — приезжают. Наша цель (а существуем изначально с 1995 года) попытаться пропагандировать культуру, обычаи своего народа. И мы пытаемся максимально содействовать людям, которые здесь проживают, сохранять самоидентичность. Чеченцы малочисленный народ, внутреннее «я» сидит у них очень глубоко. Но обычаи, культура, язык — это стержень любого народа. И мы стараемся эти ценности привить своим детям и поддерживать их стремление, чтобы они всегда помнили, независимо от того, где они живут, что они чеченцы. Есть вещи, которые свойственны именно этому народу и есть те, что ему не свойственны. Сохранить свое «чеченство» (нохчалла), а это значит взаимоотношение с близкими, соседями, умение общаться с людьми, быть преданными своим друзьям, держать слово. Чеченца часто судят не по словам, а по его поступкам. А поступки наши должны соответствовать нашим традициям, нашим адатам (приданиям наших предков).

— Наверняка не просто вам пришлось пережить время девяностых годов и нулевых?

— В разный период было по-разному. Когда был студентом не чувствовал ограничений, попытки ущемить меня в каких-то правах. 1984-1989 годы — период искреннего восприятия реальности без политической грязи, без этой так называемой демократии, без поиска ведьм. Я благодарен судьбе, что в студенческие годы у меня были преподаватели высокого нравственного и профессионального уровня. Одним словом, люди с большой буквы.

2,5 года по распределению работал в Чечено-Ингушской АССР в школе. При мне начался период суверенизации страны. «Берите суверенита столько, сколько в состоянии «проглотить» — лозунг предвыборной кампании Ельцина. «Вы, гордые кавказские народы, вы что не берете суверенитет. Создавайте свои государства!» Первые митинги и демонстрации в республике начались не как политические, а они касались экономических и экологических проблем. В сентябре 1991 года, когда я вернулся после летнего отпуска, митинги были уже вооруженные. За три месяца всё резко поменялось. Возник лозунг создания независимого государства, стали искать виноватых якобы в искажении чеченской истории. Стали возникать провокации и соответственно стали появляться вооруженные люди. Помните проблемы Павловской реформы, когда впервые не стали платить зарплату? Не мог просить я у родителей деньги, дотянул класс до зимних каникул. Приехал в Псков.

Тогда только открывалась известная в 90-е годы фирма «Паритет» и мой вузовский преподаватель рекомендовал меня. Мне отказали, потом я узнал, что по национальному признаку. 1992 год, все только начиналось.

— Обидно…

— На тот момент сразу не понял, что именно по этой причине отказали, потом узнал. Я ел один раз в день, мыкался в попытках найти работу. Потом в УВД пытался устроиться. «Чеченец? Нет-нет, у нас негласный приказ не брать на работу». Вот здесь по-настоящему было обидно, впервые в лицо объявили, что не берут по национальному признаку. Получается, я второй сорт? Не взяли в налоговую инспекцию, затем в налоговую полицию. Такое только в американских фильмах видел, а это со мной в моей стране! Это стало системой: один обыск, другой и в бизнесе, на работе.

Суды, тяжбы, конфискации. Выдавливали под разными предлогами.

— Время такое, и русским в других республиках было непросто… Не было желания уехать?

-Уставал от этого, да. Не физически, а от непонимания и невозможности объяснить, что это политические провокации, что за этим стоят определенные силы. Не должен я быть чужим в своей стране. Я — гражданин РФ, бывшем СССР, вот мой паспорт. Мои родители прошли войну, испытали все страдания, восстанавливали страну. Братья служили в армии, работают, мне не за что стыдиться. Оснований считать себя вторым сортом — нет! Не хуже русского парня я учился в вузе, работал, служил в армии. Почему я должен быть на втором месте? Этот вопрос во мне сидел. Но никогда я не допустил мысли, если уеду, что мне где-то будет лучше. Если бы допустил, можно было сломаться. Почему я должен уехать? Это моя страна. Лучше, чем здесь не будет, а трудности рано или поздно заканчиваются. И время показало, что я был прав.

— Конечно, причём здесь народы? Но они как раз и страдают!

— Теперь же люди знают многие вещи: что распад СССР — это специально задуманная авантюра определенных политических сил. Они понимают, что никогда Чечня не хотела быть отдельным государством. Никогда! Не только в начале 90-х, но и со времен Ивана Грозного.

— Сейчас 2017 год и национальный вопрос до конца не решен, согласитесь?

— И это не государственная политика, этот инструмент используют провокаторы, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране. Межнациональный вопрос, к сожалению, стал разменной монетой в руках грязных политиков. Казалось бы, многонациональное государство, это достоинство, приоритет страны. А авантюристы пытаются этот плюс превратить в минус. Это однажды им удалось в 1991 году.

— А в 95-м?

— Это производное 91 года.

— Но ситуацию нельзя назвать до конца разрешенной, не будем лукавить!

— Мы не можем до конца расслабиться и сказать, что угрозы уже нет. Почему? И тут есть, на мой взгляд, причина. К сожалению у федеральных органов и местных органов власти нет единой системы межнационального диалога. Нет реальной межнациональной политики.

— Ведь было когда-то министерство по делам национальностей?

-А сейчас — федеральное агентство по делам национальностей. А его региональные представительства еще не созданы во многих регионах.

Наивность и доверчивость двух народов провокаторы и авантюристы. Русский и чеченский народы, несмотря на их воинственность – наивные, доверчивые. Я находился дома в 1991 году, когда глава одного района приехал к избирателям. Старикам показалось, что я с ним жестко разговаривал. Они замечание мне сделали. Я видел выборные трюки, а они: «Нет, ты не заметил одну вещь, когда глава кивнул помощнику, чтобы он взял на карандаш просьбу».

— Да. Как и везде… Но что делать нужно прежде всего, чтобы не попадаться, как вы говорите, на провокации и не повторить прошлых ошибок?

— Необходимо постоянное взаимодействие органов власти, СМИ, диаспор и национально-культурных сообществ. В этом взаимодействии особую роль играют СМИ, к сожалению, как положительную, так и деструктивную. Для того, чтобы этого не было, должен быть диалог культур через СМИ.

Мы разные, но у чеченского народа, я не устал в 90-е годы и сейчас говорить об этом: никогда не было негативного отношения к русскому человеку. И чеченцев и русских просто использовали провокаторы. Народы войны не хотели, я отлично помню митинг осенью 1991 года, где я выступал и предупреждал, что народ пытаются к войне привести. А мне в ответ: «Мы построим без вас свой кавказский Кувейт, а вы — русские провокаторы».

Но наша сейчас наиглавнейшая задача – не упустить молодежь, не потерять поколение, чтобы деструктивные силы не взяли их в оборот! И это дело, считаю, первейшей государственной значимостью.

 

Глушаков заявил, что не лайкал видео Назарова с критикой КаррерыГлушаков заявил, что не лайкал видео Назарова с критикой Карреры
Подборка интригующих новостей в Яндекс Дзен, подписывайтесь zen.yandex.ru/sm-news.ru
Если есть проблема, о которой Вы хотите сообщить, отправьте жалобу на сайт Zadolbalo.net.
Оставить свой комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Отправить комментарий
Опрос
Нужно ли, на Ваш взгляд, включать в школьную форму для девочек брюки?
  • Брюки можно включать в комплект только в зимнее время 60%, 3 голоса
    3 голоса 60%
    3 голоса - 60% из всех голосов
  • Обязательно, должно быть разнообразие 20%, 1 голос
    1 голос 20%
    1 голос - 20% из всех голосов
  • Девочки должны носить только юбки или платья 20%, 1 голос
    1 голос 20%
    1 голос - 20% из всех голосов
  • Я вообще против школьной формы 0%, 0 голосов
    0 голосов
    0 голосов - 0% из всех голосов
Всего ответов: 5
12.09.2018 - 17.09.2018
Опрос закрыт
Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе