Ваш город...
Знаменитости

О выдающихся ученых с Кавказа

Фото https://www.georgianjournal.ge
О выдающихся кавказских ученых

В интернете довольно часто можно встретить шутки на тему ученых с Кавказа — например, как дагестанские светила умело занижают или тонируют отечественные автомобили и тому подобное. В свое время это было оригинально и смешно, но немного обидно, ведь под этим в первую очередь подразумевается то обстоятельство, что среди кавказцев мало одаренных в научном плане людей, а о выдающихся астрономах, например, речи и вовсе не может быть. На самом деле это не так. Расцвет «кавказской науки» пришелся на советское время, но и до и после было и есть много больших умов оказавших серьезное влияние на наш мир.

Дмитрий Узнадзе

Почему бы не начать с конкурента Зигмунда Фрейда? Именно так в свое время в научной среде воспринимался Дмитрий Николаевич Узнадзе. Как можно догадаться по фамилии, родом он из Грузии. Учился в основном за границей, хотя ненадолго до Первой мировой войны некоторое время учился в Харьковском университете, но альма-матер Узнадзе определенно является Лейпцигский университет, где ему довелось учиться у лучших умов того времени. Например, он был близок с самим Вильгельмом Вундтом, считавшимся тогда одним из наиболее уважаемых психологов мира. Собрав большой багаж знаний и ознакомившись с трудами своих прогрессивных современников, Дмитрий Николаевич разрабатывает так называемую теорию установки, которая в первой половине двадцатого века противопоставлялась учениям Фрейда. Под установкой Узнадзе подразумевал неосознанное действие субъекта в какой-то конкретной ситуации. Он сводил это к бессознательному и чуть ли не к рефлекторной физиологии. Что ж, в отличие от Фрейда его теорией пользуется и поныне, так что Узнадзе добился своего — оставил след в истории и при этом во многом оказался прав.

Виктор Амбарцумян

Ну и как же без гениального армянского астронома?! Родившись в начале прошлого века и прожив почти до самого его конца, Амбарцумян успел совершить много открытий, причем он отличился не только в своей профильной науке — астрономии, но и в математике. Начиная с тридцатых годов статьи под авторством советского гения начинаю появляться во всех авторитетнейших астрономических журналах мира. Его слава как раз и началась с одной из этих публикаций. В одном из британских журналов в начале 30-ых была опубликована его статья на тему планетарных туманностей. Она дала начало современной теории о газовых туманностях и физике белых карликов и связанных с ними в одной системе объектов. Был членом академий наук следующих стран: США, Италия, Австрии, Швеции, Франции, Нидерландов, Дании, Бельгии, Индии, ГДР, Болгарии и советских республик. В честь него названа одна малая планета, гора в Антарктиде и Бюраканская астрофизическая обсерватория в Армении.

Лютфи Аскерзаде

Выдающийся американский математик родом из Азербайджана(выехал из республики в десятилетнем возрасте в соседний Иран, а затем перебрался в Штаты). Его основная заслуга в том, что он бросил вызов самому Аристотелю. Если быть точнее, Аскерзаде (более известен просто как Заде) покусился на логику и создал так называемую теорию нечеткой логики. В его теории функция может принимать все значения от нуля до единицы, а не только 0 или 1. Также разработал теорию «мягких вычислений», которая на сегодняшний день применяется во многих областях — от медицины до менеджмента.

Видади Юсибов

Вот мы и добрались до, собственно, именно дагестанского ученого. Видади Юсибов по национальности лезгин, хотя трудится тоже в США. Поразительно, но этот человек занимается тем, что пытается победить рак, и у него это неплохо выходит, по крайней мере с некоторыми типами раковых заболеваний он и его команда уже научились справляться. Он — специалист в области молекулярной биологии. В начале девяностых с развалом СССР он переехал в США и стал работать в пенсильванском Университете Томаса Джефферсона. Спустя десять лет он переходит в Центре молекулярной биотехнологии Фраунгофера, где и начинается его восхождения в число «десяти светлейших умов США», если выразиться словами из статьи про Юсибова, опубликованной в известном журнале Esquire. Центр Фраунгофера создает вакцины и лекарства, одни из лучших в США и в мире. Например, Юсибов один из тех, кто создал самое эффективное средство борьбы с птичьим гриппом. А не так давно его команда сумела разработать способы излечивания рака шейки матки. Это — прорыв, за которым последуют другие — ученый еще не стар и, скорее всего, успеет многое.