Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Рязань
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Великий Новгород
Архангельск
Ленинградская область
Петрозаводск
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Саратов
Казань
Ульяновск
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Хабаровск
Аналитика

Новые идеи для дорожников, сельского хозяйства и промышленности: итоги U-NOVUS — 2019

Новые идеи для дорожников, сельского хозяйства и промышленности: итоги U-NOVUS — 2019
Фото u-novus.ru, tomsk.gov.ru
Накануне вечером в Томске торжественно закрылся форум U-NOVUS - 2019. Написать обо всем, что происходило за три дня его программы, - все равно, что объять необъятное. Но один из главных итогов - результаты воркшопов и хакатонов. Команды специалистов из разных отраслей работали над практическими задачами от промышленных партнеров форума - таких компаний как «Газпромбанк», СИБУР, «Интер РАО», «Газпром нефть», «Ростелеком», «Русатом инфраструктурные решения», Cognitive Technologies, Clover Group и других. О самых ярких решениях - в нашем обзорном материале.

Дороги — с новыми материалами и автоматической техникой

Быстрый износ дорожного полотна характерен для всех российских регионов. В качестве решения таких бед командой воркшопа составлено несколько идей. Для заделки трещин была предложена такая технология, как холодная регенерация. Она незначительно дороже привычного способа заделки трещин, но позволит вдвое сократить их количество. А еще одна технология — армирование геосинтетикой — позволит даже сэкономить относительно традиционных методов ремонта дорог. Обратила внимание команда и на еще одну проблему — затопление дорожной части во время сильных дождей. Решением может стать поверхностный водоотвод, проложенный внутри бордюров. Правда, для этого их придется заменить на новые — выполненные из композитных материалов. Зато и служить они будут вдвое дольше.

— Проблема дорог пронизывает все национальные проекты, — отметил представитель команды, учредитель и гендиректор ООО «Дорожный исследовательский центр СибАДИ» Григорий Левашов. — Мы понимаем, что применение современных материалов должно основываться на только на их технологических свойствах, но и учитывать ту информационную инфраструктуру, которую мы сейчас создали. Только такой симбиоз позволит нам сделать безопасные и качественные дороги. Под информационной инфраструктурой мы понимаем внедрение в нашей отрасли BIM-технологий (Building Information Modeling — прим.ред). Такие технологии — это не только способ представления объекта, который мы хотим получить, но и способ запуска системы автоматизации строительной техники. То есть, в ближайшее время мы сможем уйти от работы операторов, и машины сами в автоматическом режиме будут возводить участки дорог. Конечно, это поможет повысить качество дорожного строительства.

 «Беспилотное» сельское хозяйство

В 2019 году сельхозпроизводители Томской области начнут применять на полях беспилотные системы для комбайнов и тракторов.

— Разработчикам искусственного интеллекта для сельского хозяйства необходимо понимать, в каком направлении двигаться дальше, какими функциями дополнительно оснастить пилотную систему, и здесь для технических специалистов важна обратная связь с представителями агробизнеса, — отметил директор департамента радиолокации ГК Cognitive Technologies Андрей Гельцер.

Первые томские беспилотники от компании-разработчика выйдут на поля уже в предстоящую уборочную кампанию. В рамках подписанного соглашения с сельхозпредприятиями компания Cognitive Technologies оснастит «умными системами» четыре комбайна ООО «Агро» и АО «Агрохолдинг «Томский» — по две машины для каждой фирмы. Еще на двух предприятиях — «СПК «Межениновский» и ООО «Сибирское молоко» — Cognitive Technologies проведет сбор и анализ видеоданных, на основе которых в течение года планируется разработать «умную систему» посева и химической обработки растений.

— За несколько лет агропромышленный комплекс Томской области сделал серьезный шаг в сторону технического развития, но ему предстоит сделать еще много таких шагов, чтобы достичь еще большей технологичности и повышения продуктивности. Результатом работы воркшопа должно стать определение актуальных проблем в технологическом развитии, которые сегодня мешают двигаться вперед сельхозпредприятиям, и технические решения, которые можно формализовать в пилотные проекты вместе с агробизнесом, — подчеркнула начальник департамента по социально-экономическому развитию села Томской области Ирина Черданцева.

Нефтегазовый сектор — оперативные решения

Темой еще одного воркшопа форума U-NOVUS — 2019 стала разработка системы принятия решений на основе аналитики текста. Участники разработали инструмент для анализа больших объемов информации в нефтегазовом секторе, чтобы специалисты могли оперативно принимать решения.

— Скопилось большое количество данных от научно-технических центров, занимающихся нефте- и газодобычей. Из них можно получать знания и деньги: например, узнавать информацию о работе месторождений, исходя из истории добычи, и пытаться применять ее на новых месторождениях со схожими характеристиками. Для этого требуется решить задачи в аналитике текстов, — объяснил инженер по анализу данных и машинному обучению компании «Эконофизика» Алексей Кульневич.

Для анализа большого объема данных и принятия решений по развитию производства специалисты нефтегазовой отрасли используют онтологии — формальные описания какой-то области с помощью схем. Как правило, онтология состоит из структуры данных, содержащей все необходимые классы и связи объектов. Эти схемы могут помочь предприятиям анализировать состояние объектов технологической инфраструктуры, вырабатывать рекомендации по улучшению показателей их работы, предотвращать аварии, а также использоваться для проведения планового технического обслуживания, экстренного ремонта и других ситуаций.

Участники воркшопа разработали модуль автоматического сбора онтологий, который позволяет собирать информацию об объектах, их свойствах и связях между собой. Также команда предложила технологию аналитики полученных данных.

Цифровые двойники университетов

Участники воркшопа «Цифровой университет» создали модель цифрового вуза и предложили ее для внедрения.

Инициировал проведение воркшопа «Газпромбанк», который уже несколько лет занимается кампусными проектами и выдачей банковских карт с дополнительными функциями для студентов. По словам представителей компании, целью трехдневной работы было создать универсальную модель, которую в дальнейшем можно будет масштабировать.

— Кампусная карта университета — это не только платежный инструмент, она может выполнять роль идентификатора личности, зачетной книжки, студенческого и читательского билета и много других. Для того чтобы карта и другие элементы цифрового университета работали, необходимо сформировать четкое понимание, что такое «цифровой» университет, какие функции необходимо перевести на информационный уровень, и что сами вузы хотят получить, — пояснила первый вице-президент «Газпромбанка» Наталья Третьяк.

Первым этапом работы стал анализ существующих бизнес-процессов в современных вузах. Он показал, что уровень их информатизации пока находится на начальной стадии – 90 % российских университетов только начинают внедрять новые цифровые инструменты и технологии в своей работе.

– Цифровизация – это вовсе не перенос существующих в аналоге процессов в цифровой вид, – поясняет советник при ректорате ТГУ Константин Беляков. – Цифровизация – это гораздо более глубокий уровень, который подразумевает построение новых логистических траекторий, появление новых субъектов и объектов внутри цифрового двойника. И создать некую «коробочную» версию цифрового двойника для университета намного сложнее, чем для предприятия. Когда идет разработка цифровой копии предприятия, там достаточно понятные технологические и бизнес-процессы. В университете с учетом либерального подхода к индивидуальному треку профессора, преподавателя, студента очень непросто понять общую логику. «Побрить» всех под одного и загнать в какой-то шаблон невозможно.

Поэтому в рамках воркшопа команда старалась создать модель цифрового двойника, которая впоследствии будет изменяться и настраиваться под каждый отдельный вуз.

Виртуальный прототип вуза и перевод всех его сервисов в область информационных технологий сделает взаимодействие с университетом гораздо более быстрым, комфортным и качественным. Это касается всех процессов – от подачи заявления абитуриентом до управления вузом.

Безопасные железные дороги

Российская компания Clover Group, которая занимается прогнозированием для железнодорожной отрасли, энергетики, машиностроения, нефтегазовой отрасли предоставила задание для участников воркшопа форума новых решений U-NOVUS на тему «Data Science в промышленности». Участники разрабатывали систему анализа данных для оценки состояния двигателя локомотива.

– Data Science – актуальная тема, сегодня технологии достигли такого уровня, что позволяют решать задачи в различных областях, например, как медицина, сельское хозяйство, индустриальная аналитика, и делают это лучше, быстрее и качественнее, чем человек. Это приводит к оптимизации технологических процессов и экономии, – отметил директор ИПМКН ТГУ Александр Замятин. – Задачи нашего института сосредоточены, в том числе, и вокруг анализа больших данных.

Работа участников воркшопа была направлена на разработку системы прогнозирования работы промышленного оборудования, а именно — двигателя локомотива. Сбор и анализ данных должен производиться по пульсациям тока в цепи питания тягового электродвигателя постоянного тока, установленного на локомотиве. Предполагается, что система будет принимать диагностические данные, записывать их, обрабатывать и хранить, при этом передача осуществляется через беспроводной канал. Устройство должно работать в температурном диапазоне от -50°С до +50°С, не реагировать на прямое попадание брызг воды, масла, дизельного топлива и выдерживать падение с высоты 1,5 метра и длительную вибрацию.

***

— Я приехал в Томск, чтобы рассказать, как нужно создавать научно-образовательный центр. Ба! Оказывается, тебе самому только что объяснили, как это должно происходить, — сказал на закрытии форума U-NOVUS — 2019 заместитель министра науки и высшего образования РФ Алексей Медведев. — Действительно, опыт U-NOVUS’а и формы организации коммуникаций между различными группами, которые заинтересованы в новых, коммечерски востребованных, продуктах, сам по себе уникален. То, что достигается в рамках этой формы, вызывает доверие. А финансисты и банкиры, как никто другой, знают, что именно доверие дает хорошую возможность давать кредиты, венчуры, которые потом вырастают в большие инвестиционные проекты.

— Это мероприятие удивительного формата — я здесь увидел попытку решения 2-х проблем научно-технологического развития России. Первая проблема известная, избитая и краеугольная — это разрыв между наукой — исследователями, инноваторами — и их клиентами, т.е. бизнес-индустрией. Вторая проблема, за решение которой вы взялись, это отсутствие достаточных компетенций в формировании колл-лабораций, коопераций, гибких команд. Сегодня ни одну современную задачу невозможно решить без межотраслевого и мультидисциплинарного подхода. Нужно признать, что даже наша сфера образования сегодня не отвечает на этот запрос. А здесь на воркшопах формируются «разношерстные» команды из разных вузов, разных регионов… Мне кажется, вы подобрались к решению этой проблемы, — прокомментировал приехавший на U-NOVUS  2019 губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

— Знаете, я хочу перед заключительным словом обратиться к тем, кто после прошлого U-NOVUS’а подарил мне речевую колонку, — начал свое выступление, закрывающее форум, с шутки томский губернатор Сергей Жвачкин. — Она «учится» слишком большими темпами. Если раньше отвечала, какая в Томске температура, какие фильмы идут, то теперь она начала со мной разговаривать, а у меня не так много времени. И у нее игривый женский голос. Пожалуйста, те, кто подарил, — либо поменяйте голос, либо поставьте ей техническое зрение, потому что со мной рядом дома еще и жена, и внуки бывают. Они не понимают, почему на вопрос «Какая завтра погода» этот женский голос спрашивает меня: «А чем вы будете заниматься завтра вечером?».

Переходя к итогам форума, глава региона напомнил, что по сути, в России и мире наступила 4-я техническая революция.

— Будет в Томске НОЦ (научно-образовательный центр — прим.ред) или нет — я не знаю. Но я знаю, что в Томске будут жить одни из самых талантливых людей, и сюда будут приезжать самые талантливые люди, и у нас будет очередной U-NOVUS. Вот это я знаю точно. И у меня родилось предложение — может мы замахнемся еще на что-нибудь эдакое? Может, нам не раз в год проводить воркшопы, а организовать постоянно-действующую ярмарку воркшопов? Я готов для начала миллионов 50 из бюджета на эти цели выделить. Жду от вас предложений и благодарю всех, кто принял участие в U-NOVUS — 2019. Он закрывается и да здравствует следующий U-NOVUS! — резюмировал Сергей Жвачкин.

Связь с мафией и вечеринка из 7000 гостей: 5 громких скандалов с участием Лепса. Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Новости
Яндекс.Метрика