Печатать

Самолёт, который не приземлился

Самолёт, который не приземлился
267 2 0
Скачки скорости, неработающие системы обогрева датчиков и обледенение – последний полёт борта 6W703.

Международная авиационная комиссия (МАК) накануне опубликовала расшифровку одного из «чёрных ящиков». По их данным, лайнер мог потерпеть крушение в результате обледенения, неполадок с датчиками скорости и отключенной системой обогрева всех приёмников полного давления.

Николай Кузнецов, пилот, объяснил, как такое могло произойти:

-  На борту таких самолётов, как правило, три датчика полного давления. На всякий случай, чтоб наверняка – если один или два выйдут из строя. Для начала скажу, что обледенение самолёта происходит очень быстро. Практически молниеносно. За одну минуту слой льда может нарасти до полутора сантиметров. При этом он добавляют вполне серьёзную массу самолёту. Одна – две тонны в данном случае могло быть.

От старта до падения АН-148 прошло примерно 28 минут. Вместе с Николаем Кузнецовым, поминутно и даже по секундам попытались восстановить картину. Время указано по UTC.

10 часов 57 минут 33 секунды – самолёт начинает разбег по взлётной полосе. В 11:04:01 увеличивается скорость и в 11:21:59 лайнер отрывается от земли. Николай Кузнецов отмечает, что сам взлёт был довольно «чистый». На высоте 130-150 метров, по данным МАК, включается автопилот. И на высоте 550 метров убираются закрылки. Но дальше начались непонятные колебания скорости.

Справка:

Транспондер - «ответчик», устройство в самолёте, принимающее запрос от аэропорта, собирающий данные с бортовых систем и направляющий ответный сигнал на запрос, с полученной информацией.


11:22:17 – скорость 128 узлов, высота 1325 футов. Здесь транспондер фиксирует первое падение скорости, что видно на графике. 11:22:24 – скорость упала до 101 узла. При этом высота выросла до 1500 футов. Однако здесь борт выходит на «площадку» и падение скорости прекращается. Этот скачок фиксирует и МАК, сообщая о первых расхождениях в показаниях скорости от МВП1 (модуль воздушных параметров) (ППД1) левого летчика и МВП3 (ППД3, резервный). Приборы сигнализировали пилотам «СРАВНИ». По словам нашего пилота, такого падения скорости, не должно быть.

11:23:15 – второе серьёзное падение скорости. С 209 узлов до 128. При этом самолёт снова «встаёт на площадку», на высоте 3225 футов, наращивая скорость. 11:23:39 – скорость 235 узлов и дальше борт снова начинает набор высоты. В течение следующих нескольких секунд происходят два небольших падения скорости, но в 11:24:09 её удаётся зафиксировать на отметке 233 узла. Высота – 3725 футов. А вот дальше – началось совсем непонятное. Через четыре секунды скорость лайнера рушится на 90 узлов – до отметки 143. По информации МАК приборы снова сигнализируют экипажу о неполадках. «Причем в это раз скорость от МВП3 была больше и продолжала расти, а скорость от МВП1 продолжала падать, - говорят эксперты в своём отчёте. - После второго появления указанной разовой команды (сообщения) экипаж отключил автопилот. Весь дальнейший полет проходил в ручном режиме».

11:24:48, на высоте 5225 футов скорость опять падает – до 247 узлов. 11:25:15 лайнер в последний раз смог нарастить скорость – до 375 узлов. Продержаться он смог лишь 30 секунд. После чего, с высоты 6400 футов резко пошёл вниз. 

- Такую резкую потерю высоты можно объяснить тем, что самолёт начал «сваливаться», - объяснил Николай Кузнецов. Такое может произойти, если повреждено крыло, например, осколками двигателя при его разрушении. Или куском оторвавшегося льда. Тогда самолёт заваливается на крыло и падает как кленовый лист – вращаясь вокруг своей оси носом вниз.

 «При сохранении значений скорости от МВП1 0 км/ч, начали интенсивно падать значения скорости от МВП3 (до 200 км/ч и ниже). В дальнейшем самолет был переведен в интенсивное снижение с углами тангажа на пикирование 30-35 градусов и вертикальной перегрузкой до 0 g, - сообщает МАК. - Угол тангажа на пикирование составлял около 30 градусов, за 4-5 секунд до столкновения у самолета стал развиваться правый крен, который достиг 25 градусов».

11:27:04 – борт 6W703 пропал с радаров. 11:27:05 – столкновение с землёй.

Почему системы обогрева датчиков могли оказаться выключенными?

- Тут есть интересная особенность во многих самолётах, в том числе и в этом, - ответил Николай Кузнецов. – Но именно в отечественных. Нагреватель в этой системе стоит очень мощный. Если его включить заранее, то он может сильно перегреться и, следовательно, выйти из строя. Поэтому он включается буквально за пару минут перед взлётом. На сколько мне известно, у этого рейса была задержка вылета. И, по некоторым данным, обогрев был включен сначала, когда самолёт приготовился взлетать. Но тут пришлось ждать. Пилоты могли выключить обогрев, а потом забыть включить, чтобы он не испортился. Но это мы узнаем, когда будет расшифрованы данные речевого самописца. И есть важный момент. По имеющейся информации, этот борт прилетел в тот день из Орска в Москву и сразу же отправился назад. И тут вопрос – был ли у пилотов отдых? Это очень важный момент. Поскольку некоторые авиакомпании сильно нарушают распорядок работы и отдыха пилотов.

Справка:
С 2010 по 2015 года нештатные ситуации, включая проблемы с двигателями, разгерметизацию и неполадки с шасси, в том числе отваливание колёс, с самолётами АН-148 случались примерно 100 раз. Лётчики говорят, что для новой машины, это слишком аварийный самолёт. Первый свой 41-минутный полёт АН-148, выпущенный в Воронеже, совершил летом 2009 года.

Мы теперь в телеграмм, присоединяйтесь smnewslive
Независимый онлайн-проект для публикации жалоб граждан
Все права на материалы, опубликованные на сайте sm-news.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законом об авторском праве. Использование материалов допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, на которой размещен материал.

Развитие темы

17 Мая 2018
«Саратовские авиалинии» объявили об остановке деятельности
04 Мая 2018
Суд утвердил мировое соглашение между родственниками погибших при крушении Ан-148 и ответчиками
28 Апреля 2018
Туроператоры готовят альтернативы на случай отмены рейсов «Саратовских авиалиний»
Все сюжеты по теме

Новости партнеров

Рекомендуем

вчера
Путин: Россия проанализирует материалы расследования по МН-17 Путин: Россия проанализирует материалы расследования по МН-17
вчера
Один заложник погиб при захвате в Москве Один заложник погиб при захвате в Москве
вчера
Аэродром в Сирии подвергся ракетной атаке Аэродром в Сирии подвергся ракетной атаке
Все рекомендации

Комментарии (0)

Опрос

Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе

SM-News in English
Яндекс.Метрика