Печатать
21 Апреля 201619:10

Реальные и мнимые угрозы экстремистских течений в исламе

Реальные и мнимые угрозы экстремистских течений в исламе
168 3 0
Немусульманское население республик Средней Азии трудно напугать угрозой исламизации общественной и политической жизни: здесь научились мирно решать даже самые сложные вопросы представители не только двух основных конфессий – мусульманской и православной, но и последователи не одной сотни других религиозных школ и направлений.
Но недавнее жестокое тройное убийство русских женщин в поселке Киргшелк недалеко от Бишкека заставило общество серьезно забеспокоиться: были убиты молодые, приличные женщины, одна из которых была беременна. Из дома не пропали даже деньги. Но самое страшное в том, что убиты они были в традициях ИГИЛовцев (ИГИЛ запрещена в РФ) – всем троим перерезано горло…

«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»

По городу поползли страхи, подпитываемые слухами и экспертными оценками специалистов, что иголовцы уже рядом, что они только ждут сигнала к борьбе с неверными. И даже обещание министра внутренних дел КР Мелиса Турганбаева взять расследование преступления под свой контроль оптимизма не добавило.

Возможно, что это обычное, так сказать, «бытовое» преступление. Но в конце прошлого года в Бишкеке был жестоко избит директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика» теолога Кадыр Маликов за свою последовательную борьбу с экстремистскими течениями в исламе. После выздоровления Маликова глава Министерства внутренних дел вручил ему для самообороны газотравматический пистолет. Так что лучшей защитой от экстремистов пока остается личное оружие, хотя бы газотравматический пистолет.

Но приобретение оружия для самозащиты стало в Кыргызстане большой проблемой, как и обычного охотничьего. Официального запрета на выдачу разрешений на приобретение оружия нет, но на практике подобные разрешения уже давно и без всяких обоснований не выдаются. Очевидно, есть чего бояться. В стране и без того полно похищенного оружия, которое так и не удалось вернуть после революционных событий апреля 2010 года и межнационального конфликта в июне того же года на юге республики.

Раздувать зверское убийство женщин и делать какие-то выводы у властей нет никакого желания: необходимо сохранять спокойствие и напротив, внушать людям уверенность в стабильности и порядке. От этого зависит и инвестиционный климат страны, и предстоящий курортный сезон. А потому получить объективную оценку сложившейся не только экономической, но и политической, религиозной, криминальной ситуации в Кыргызстане довольно сложно.

Незадолго до нападения религиозных экстремистов Кадыр Маликов поделился своим видением борьбы государства с новыми формами исламского радикализма:

«Все государства нашего региона — светские, демократические, хотя и не всегда полностью. Альтернатива в виде исламских ценностей здесь не предусматривается. В ходу традиционные меры: ужесточение законов, контроля, выступления теологов в мечетях. И все они будут сегодня не эффективны. Подходы надо пересматривать. Надо сконцентрироваться на создании идеологии умеренного ислама, сочетающегося с менталитетом кыргызов. Туда следует включать и политическую часть. Беда «традиционного ислама» в том, что он занимается только ритуально-обрядовой стороной поклонения и не затрагивает вопросы соотношения демократии, национального государства и ислама".


Что дозволено в Кыргызстане, запрещено в России

Еще в 2014 года в Кыргызстане на очередном заседании Совета обороны, посвященном вопросам религии, его участники пришли к неутешительному выводу, что позиция невмешательства со стороны государства в религиозной сфере является ошибочной стратегией. Недостаточное внимание к религиозной ситуации в стране может привести в самом ближайшем будущем к негативным последствиям в виде конфликтов, межрелигиозным столкновениям и угрозе раскола общества.

Тогда же обсуждался и вопрос о запрещении на территории Кыргызстана движения «Таблиги Джамаат» и признании его экстремистской организацией. Но удивительное дело, запрет поддержал лишь каждый пятый из присутствующих. Но ведь известно, что вывеску «Таблиги Джамаат» нередко используют откровенно террористические организации, например, такие как запрещенная в России «Хизб ут – Тахрир аль - Ислами».

Организации объединяет общая структура - разделение на группы, периодичность «служения» делу организации, сборы пожертвований и прочее. Их члены заявляют о своей приверженности к суннизму, и созданию мусульманского государства – «халифата». Совпадают и некоторые формы организационной работы «Таблиги Джамаат» и «Хизб ут Тахрир».

В Кыргызстане «Таблиги Джамаат» появилась после распада СССР, и это благодаря усилиям и её проповедников республика из светского государства постепенно превращается в подобие государства исламского. Особенно это заметно в Бишкеке и Оше, где с каждым годом все больше появляется людей в пакистанской одежде. Увеличилось в несколько раз количество мечетей, построенных, в основном, на деньги новых «друзей»: Турции, Катара, Эмиратов, Саудовской Аравии и т.д.

Истоки и причины раскола в исламе

Откуда же навалилась на сравнительно светские режимы стран Средней Азии эта угроза? И это после стольких десятилетий атеизма. Исследователи этой проблемы называют ряд причин: ослабление государства и его институтов, развенчание коммунистической идеологии и образование идеологического вакуума, практическая ликвидация партийных организаций и общественных союзов, резко обострившиеся социальные проблемы, массовая миграция как внутренняя, так и внешняя, передел собственности и ряд других. Но это все причины фундаментального характера, которые были катализаторами многих процессов, в том числе и в религиозной сфере.

Вот что на сей счет думает Бегижан Ахмедов, генеральный директор Международного научно-просветительского центра по исследованию истории цивилизаций, культур и религий имени Руми:

«Проблемы в среде мусульман Кыргызстана стали возникать с середины 80-х годов прошлого столетия с появлением первых ячеек ваххабизма. До 1985 года даже самого термина «ваххабизм» не было. В Центральной Азии ваххабизм возник сначала в Таджикистане в 1975 году, куда он проник через Афганистан. Затем попал в Узбекистан, откуда пришел в Кыргызстан, и далее из Кыргызстана распространился на Казахстан и далее в Россию. Эти радикальные течения шли как наркотрафик – по тем же маршрутам".


Другая проблема и еще один парадокс: в 90-е годы молодые люди кинулись в страны Ближнего Востока за религиозным образованием, не особо задумываясь, что там ислам другого мазхаба. Вернувшись домой, они стали занимать должности имамом в мечетях, в чем им очень помогало знание арабского языка, что и возвышало их в глазах верующих. И эта новая волна имамов стала продвигать более жесткую модель ислама, в котором под запрет попадают многие нормы, которые в старом мазхабе допускались. Доходит до призывов возвращения к древним нормам, по которым правоверные мусульмане жили тысячу лет назад.

Как оказалось, знание арабского языка еще не является свидетельством образованности, даже религиозной. Так, в Кыргызстане 92 процента руководителей религиозных учебных заведений не были допущены к аттестации, потому что не соответствовали требованиям, в частности у них не было светского образования. По словам заместителя директора Государственной комиссии по делам религий Бактыбека Осмонова, в ДУМК (Духовное управление мусульман Кыргызстана) проводится реформа: первый этап - аттестация имамов и других духовных служителей, второй - образовательных учреждений. По республике регистрацию прошли 92 медресе и 10 высших религиозных учебных заведений, но 18 процентов не прошли аттестацию. В целом по Кыргызстану из 1,3 тысячи имамов только 800 прошли аттестацию, остальные не соответствовали требованиям.

Кыргызстан – Россия: духовная интеграция необходима!

Известный общественный и религиозный деятель Кыргызстана, журналист и проповедник ислама Мыктыбек Арстанбек считает, что в Кыргызстане очень высока свобода слова и духовной жизни, и при этом нет радикализации религии. Но есть политические силы, которые так хотят видеть религиозный радикализм в Кыргызстане, но никак не находят его.

"Это подарок Бога нашей власти, что мусульмане не радикализируются в нашей стране. И власть должна этим положением воспользоваться, она должна найти ту модель, которая выстроит отношения между властью и протестным слоем населения",- считает эксперт.


Мыктыбек Арстанбек полагает, что в России очень активно используют религиозные чувства верующих и в утверждении государственности, и в построении межнационального мира, потому что там государственные мужи думают по- государственному.

"Россия сегодня очень хорошо продвигает православие. Почему? Потому что и ислам признает православие. Государство должно считаться с религией. У нас в Кыргызстане используют только электоральный ресурс, и на этом отношения с религией заканчиваются. Пока это устраивает. Сегодня религиозные связи между мусульманскими общинами России и Кыргызстана проходят только через наших мигрантов и носят стихийный характер,- заявил Арстанбек.- Наше духовенство считает весьма авторитетными и влиятельными российских коллег. Было бы очень желательно, чтобы российские духовные лидеры ислама обратили на нас внимание. Мы нуждаемся в более тесных связях. Мы даже в религиозной сфере нуждаемся в российской поддержке, и больше, чем в любой другой сфере. У нас все-таки единое культурное поле, мы их слушаем без всяких сомнений и подозрений. Так что мы могли бы интегрироваться и в духовном аспекте».
Дмитрий Синяев Автор Дмитрий Синяев
Все права на материалы, опубликованные на сайте sm-news.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законом об авторском праве. Использование материалов допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, на которой размещен материал.

Сюжеты по теме

вчера
Российские юристы в 9-й раз отмечают профессиональный праздник Российские юристы в 9-й раз отмечают профессиональный праздник
вчера
Лавров обсудит с японским коллегой подготовку к предстоящему визиту Путина Лавров обсудит с японским коллегой подготовку к предстоящему визиту Путина
02 Декабря 2016
РФ направила в Сирию отряд для разминирования Алеппо РФ направила в Сирию отряд для разминирования Алеппо
Все сюжеты по теме

Рекомендуем

вчера
СМИ сообщили о сбитом самолете ВВС Сирии в Алеппо СМИ сообщили о сбитом самолете ВВС Сирии в Алеппо
вчера
СК проводит проверку по факту массового отравления калининградских детей СК проводит проверку по факту массового отравления калининградских детей
вчера
ВСУ нарушили перемирие с ДНР 1205 раз за сутки ВСУ нарушили перемирие с ДНР 1205 раз за сутки
Все рекомендации

Комментарии (0)

Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе