Печатать
08 Февраля 201607:00

Потёмкинский аэропорт

Потёмкинский аэропорт
459 2 0
Аэропорт «Храброво» только на бумаге имеет статус «международного».

Накануне полпред президента в СЗФО Владимир Булавин прибыл в Калининград, чтобы проинспектировать реконструкции аэропорта «Храброво». Главные авиационные ворота в российский эксклав уже шестой находятся в руинированном состоянии. Железобетонная арматура, прикрытая аршинной материей с «потёмкинским» рисунком (дома и улыбающиеся люди), встречает авиапассажиров с тех пор, как обанкротилась региональная компания «КД авиа», первой затеявшая масштабную перестройку аэропортового комплекса.

Визит Булавина в Калининград непосредственно связан с резкой критикой президента России Владимира Путина в декабре 2015 года. Тогда глава государства заявил, что «аэропортом (в Калининграде) никто не занимается», объект же является «дорогостоящей частью» другого, более значимого проекта – Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Итогом замечаний Путина стало его распоряжение, где сказано: «Принять исчерпывающие меры по выполнению графика строительства стадиона „Калининград” (с футбольной ареной – отдельная песня, подробнее здесь. – издание «Кремлевская пресса») и нового терминала аэропорта „Храброво”». Вот этими «исчерпывающими мерами» и озадачился полпред.

Проверка Булавиным показала, что с графиком работы на аэропортовой площадке, по-прежнему, серьёзные проблемы. На совещании полпред, по сути, поставил ультиматум владельцу аэропорта (структуре, аффилированной с экс-президентом Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым. – издание «Кремлевская пресса») заявив, что «если он позволит себе некую вибрацию, тогда разговор мы с ним будет вести иначе».

Напомним, график пересматривался уже четыре раза и каждый раз московские и региональные инспекторы констатировали срыв в несколько месяцев. Сейчас на стратегическом для региона объекте трудятся менее 150 человек, правда, застройщик пообещал Булавину, что «через месяц на стройке буду работать 200-250 человек». Впрочем, есть подвижки, которые однако вызывают лишь печальную иронию. Например, хозяин аэропорта пообещал полпреду, что весной в зале прилета уже не будут стоять тазы и ведра, потому что, наконец, отремонтирована протекающая крыша.

После совещания калининградский губернатор Николай Цуканов уточнил журналистам, что главной причиной простоя стала нехватка у собственника оборотных средств (представитель собственника отказался от общения с прессой). «Сейчас они оформили кредит, - сказал Цуканов, добавив, что «вы понимаете, что кредитные организации не очень охотно выделяли деньги, требовали от собственника свои средства показать».

По мнению депутата Калининградской областной Думы, председателя правления общественной организации «Калининградский региональный транспорт» Аллы Войтовой, в эпопею с реконструкцией «Храброва» изначально была заложена мина замедленного действия, последствия «взрыва» которой сейчас все пожинают.

«Помните, несколько лет назад наша региональная власть хотела дать 2,2 млрд рублей федерального кредита собственникам аэропорта? – рассказала изданию «Кремлевская пресса» депутат Войтова, которая первой инициировала разбирательства по этому вопросу. – Мне пришлось по этому поводу тогда даже письмо президенту писать, поскольку на кредит претендовала компания с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Это была фирма, никак не проявившая себя на рынке строительства аэропортовых комплексов и зарегистрированная в офшоре… (Речь идет о компании «Аэроинвест», которая после скандала вышла из офшора и была переоформлена на ООО «Аргамак», принадлежащее Артуру Карданову, который, по данным из открытых источников, является бизнес-партнером родственников экс-главы Кабардино-Балкарии Канокова. - ИА „K-press”). В результате я испортила отношения с губернатором Цукановым (Войтова, возглавлявшая тогда региональную приемную президента Путина, вынуждена была покинуть эту общественную должность. - ИА „K-press”), но деньги были возвращены в федеральный бюджет».

По предположению Аллы Войтовой, «тогда, возможно, планировался элементарный распил бюджетных средств».

Региональный парламентарий уверена, что аэропорт к ЧМ-2018 построят, но весь вопрос – какого качества. «Мы умеем делать потёмкинские деревни, - продолжила депутат. – Чтобы на неделю-две, когда прилетят болельщики, аэропорт внешне выглядел более-менее прилично. А насчет того, станет ли объект эффективно использоваться регионом уже после чемпионата, в этом у меня сомнения. Моя личная версия – нынешний собственник вложится в реконструкцию по минимуму, чтобы просто отчитаться, а затем продаст объект. И как бы новому собственнику, возможно, достойному и эффективному, не пришлось там все заново переделывать».  

По словам бывшего исполнительного директора Ассоциации иностранных инвесторов Калининградской области Олега Скворцова, руинированный калининградский аэропорт давно стал притчей во языцех у представителей европейского бизнеса, сотрудничавшего с российским эксклавом.

«В радиусе 150-300 км от Калининградской области есть прекрасные аэропорты - в Гданьске, Ольштыне, Паланге и Каунасе. И в данный момент калининградский аэропорт проигрывает соседям и по внешнему виду, и в количестве маршрутов, и в услугах, - прокомментировал «Кремлевской прессе» эксперт. – Естественно, аэропорт, как один из элементов инфраструктуры, должен выглядеть на отлично в регионе, который через два года примет матчи ЧМ-2018, а сейчас наращивает потенциал в сфере туризма, в том числе и делового».

Скворцов солидарен с депутатом Войтовой: ремонт «Храброво» - это «не вопрос двух недель в 2018 году». «Это вопрос развития всего туристического комплекса Калининградской области. Если мы хотим развивать внутренний туризм, то начинать надо с входной двери в регион, которая требует основательной реконструкции», - полагает эксперт.

Отвечая на вопрос из разряда «наивных» о том, отпугивают ли западных инвесторов вид полуразрушенного аэропорта, Скворцов сказал: «Дело в том, что европейские бизнесмены его стали меньше видеть из-за отмены рейсов „Air Berlin” – последней иностранной компании, летавшей в Калининград». 

Действительно,  аэропорт «Храброво» только на бумаге имеет статус «международного». С ноября 2015 года из Калининграда не было осуществлено ни одного чартерного рейса за рубеж, а по итогам 2015 года количество пассажиров на международных рейсах в Калининграде сократилось на 70%. Но это тема отдельного разговора

Станислав Абрамов Автор Станислав Абрамов
Все права на материалы, опубликованные на сайте sm-news.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законом об авторском праве. Использование материалов допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, на которой размещен материал.

Сюжеты по теме

сегодня
Путин поздравил сборную РФ с первым местом на EuroSkills-2016 Путин поздравил сборную РФ с первым местом на EuroSkills-2016
сегодня
Путин: Герои Отечества всегда будут в РФ на самом высоком счету Путин: Герои Отечества всегда будут в РФ на самом высоком счету
сегодня
ВЦИОМ зафиксировал рекордно высокий интерес к посланию Путина ВЦИОМ зафиксировал рекордно высокий интерес к посланию Путина
Все сюжеты по теме

Рекомендуем

сегодня
Роскосмос соболезнует в связи с кончиной астронавта США Джона Гленна Роскосмос соболезнует в связи с кончиной астронавта США Джона Гленна
сегодня
В Москве соучастник убийства экс-главы «САРАТОВСТРОЙСТЕКЛО» получил 8,5 лет В Москве соучастник убийства экс-главы «САРАТОВСТРОЙСТЕКЛО» получил 8,5 лет
сегодня
Путин: Герои Отечества всегда будут в РФ на самом высоком счету Путин: Герои Отечества всегда будут в РФ на самом высоком счету
Все рекомендации

Комментарии (0)

Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе