Печатать
01 Июля 201612:10

Почему американцы молчат о крушении "Антареса"?

Почему американцы молчат о крушении "Антареса"?
551 4 0
28 октября 2014 года в США на старте взорвалась ракета «Антарес», которая должна была доставить на МКС более 2 тонн продовольствия, научного оборудования и новейший спутник стоимостью в сотни миллионов долларов. В срыве запуска сразу же обвинили российского производителя ракетного двигателя - ОАО «Кузнецов». Результаты проведенного американской стороной расследования указывают на его политическую подоплеку – в ущерб интересам космической отрасли США.

На первой ступени ракеты-носителя «Антарес» были установлены два двигателя AJ26-62 - модификации советского жидкостного ракетного двигателя НК-33, которые должны были использоваться на первой ступени лунного пилотируемого ракетно-космического комплекса.

Запуск осуществляла частная компания «Orbital Sciences Corporation - ATK». Первые же сутки после катастрофы породили противоречивые мнения топ-менеджеров ракетных компаний, разработчиков, журналистов, политиков и огромного количества космических фанатов в разных странах мира.


“Финансовых потерь от этой неудачи, наверное, в районе около $200 млн, но это всё имеет конкретную страховку, естественно. Самый большой ущерб — это то, что потеряны именно подготовленные эксперименты”, - прокомментировал ситуацию академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Александр Железняков.
Представители NASA объявили: «…на расследование причин аварии взорвавшейся ракеты уйдёт от шести месяцев до целого года». Однако сразу же в СМИ просочилась информация о том, что авария была вызвана неполадками в одном из двигателей первой ступени носителя.


В частности, президент компании «OSC-АТК» Дэвид Томпсон заявил, что причиной аварии могла стать некорректность модификации советского двигателя НК-33 до версии AJ26-62, без замечаний прошедшего официальные тестовые огневые испытания.

В ноябре 2014 года отдел NASA по операциям в космосе создал Независимую инспекционную группу с целью автономного расследования аварии. Параллельно модифицировавшая двигатель компания «Aerojet Rocketdyne» учредила аналогичную комиссию, работавшую в тесном контакте с разработчиком НК-33 - ОАО «Кузнецов» из Самары. В результате работы был утверждён совместный меморандум, в котором названы вероятные причины отказа двигателя. В частности, специалистами были установлены явные изменения нормальной динамики взаимодействия двигателя с системами носителя.

При этом комиссия NASA не смогла указать единственную техническую корневую причину пожара и взрыва. Было выделено три потенциальные первопричины, каждая из которых по отдельности или в сочетании с другими могла привести к отказу.

Среди них фигурирует версия о попадании загрязнений в насос окислителя двигателя - специалисты обнаружили большое количество мелких частиц из бака и трубопроводов, изготовленных на Украине. Их попадание в окислительный тракт двигателя является серьёзной и вероятной предпосылкой к развитию аварийной ситуации. По крайней мере об этом свидетельствует огромный советский и российский опыт доводки мощных кислородно-керосиновых двигателей, который был попросту проигнорирован американцами.

Другой возможной причиной отказа названо попадание в него влаги, вызвавшее обледенение в микрозазорах и микроотверстиях. Однако всё это связано с изменением американцами конструкции двигателя, которая принципиально отличается от аналогичной российской системы.

Кроме того, серьёзным стратегическим просчётом при создании ракеты-носителя комиссия объявила отсутствие тщательного контроля, квалификационных и приёмочных испытаний и программы сертификации.

Похоже, именно это имел в виду Дэвид Томпсон, говоря вскоре после аварии о «некорректности модификации двигателя». Тогда возникает резонный вопрос о понимании политики рисков со стороны топ-менеджмента компании «OSC-АТК» и посвящения во все тонкости этой политики как руководства NASA, так и нанятых страховых компаний.

Впрочем, похоже, что последние просто не хотят вникать в технические подробности и склонны доверять версии о конструктивно-технологических недостатках советского двигателя НК-33, якобы ставших основной причиной катастрофы.

Примечательно, что в результате аварии ни одна американская компания не понесла существенных финансовых потерь благодаря страховым выплатам. Похоже совместное желание американских компаний получить возмещения, не подорвав свой авторитет, взяло верх над необходимостью найти истинную причину аварии, которая кроется в грубейших нарушениях технологии при разработке и подготовке к запуску ракеты-носителя.

Прошло уже больше полутора лет, но за океаном никто не желает искать истину, даже страховые компании, которые были вынуждены стать спонсорами пиротехнического шоу на несколько сотен миллионов долларов США.

Впрочем, при таком подходе по расследованию чрезвычайных происшествий будущее космической программы США представляется специалистам очень туманным.

Мы теперь в телеграмм, присоединяйтесь smnewslive
Наталья Ошлокова Автор Наталья Ошлокова
Все права на материалы, опубликованные на сайте sm-news.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законом об авторском праве. Использование материалов допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, на которой размещен материал.

Сюжеты по теме

сегодня
Выступление Самойловой предложили транслировать в Киев по спутнику Выступление Самойловой предложили транслировать в Киев по спутнику
сегодня
Путин призвал главу Шри-Ланки углубить торговые связи Путин призвал главу Шри-Ланки углубить торговые связи
сегодня
Макаров возглавил медиарейтинг спикеров заксобраний РФ Макаров возглавил медиарейтинг спикеров заксобраний РФ
Все сюжеты по теме

Новости партнеров

Рекомендуем

сегодня
Медведчук назвал тактикой легионеров поиск виновных в неудачах украинской медицины Медведчук назвал тактикой легионеров поиск виновных в неудачах украинской медицины
сегодня
Кто был заказчиком убийства пережчика Вороненкова? Кто был заказчиком убийства пережчика Вороненкова?
сегодня
32% читателей "SM-News" не верили в допуск Самойловой на Евровидение 32% читателей "SM-News" не верили в допуск Самойловой на Евровидение
Все рекомендации

Комментарии (0)

Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе