Печатать

ОСАГО: «Поехавший» рынок

ОСАГО: «Поехавший» рынок
115 3 0
В пятницу Госдума РФ в третьем чтении рассмотрела и приняла закон о том, что выплаты участникам ДТП будут заменены ремонтом их транспортных средств. Чем это новшество обернется для автовладельцев и страховых компаний, и какова сейчас ситуация на рынке ОСАГО – об этом в материале журналиста ИА «SM-News» в Томской области
Страховщики говорят о тревожной тенденции. В 2016 году, а также январе и феврале 2017-го ОСАГО оказалось абсолютно убыточным: страховые компании заплатили клиентам больше, чем получили. Такого никогда не было за 13 с половиной лет.

Пример - один из лидеров страхового рынка, в том числе, и по ОСАГО, «Ингосстрах», заявил об убытке за 2016 год в 2,5 миллиарда рублей. Проще уйти с рынка, чем продолжать работать, признают страховщики. И отмечают: все больше регионов входят в список тех, где оставаться - себе дороже. Если в 2016 году таких субъектов в России было всего от четырех до шести по разным оценкам, то сегодня их число уже подобралось к 30-ти.

По данным ГИБДД, в Томске по итогам 2015 года было зарегистрировано порядка 387 000 транспортных средств. В 2016-м их стало уже 393 000. Такой прирост идет ежегодно. Одновременно растет и показатель управления транспортными средствами без страховых полисов либо с просроченными полисами.
«Если взять цифры 2015 года, то было выявлено 9 500 таких нарушений. В 2016 году их уже стало 15 500. В 2017-м году, хотя, казалось бы, год только начался, за два месяца уже было выявлено 3 500 нарушений», - приводит статистику заместитель начальника управления ГИБДД по Томской области Андрей Драница.

Страховщики уточняют: без полиса, по их подсчетам, в Томске выезжает на улицы каждый пятый водитель. Схема подсчетов проста. По ОСАГО одна из страховых компаний выплачивает примерно 20 миллионов рублей в месяц, а тем застрахованным, в кого въехали водители без полиса, - от трех до пяти миллионов в месяц.
«Это как раз примерно 20 % от того, сколько мы платим людям, в которых въезжают с полисами. Почему так происходит? Одна из главных причин - молодежь за рулем. Если водителю меньше 22 лет, и у него меньше 2 лет стажа, и в прошлом году он в кого-нибудь въехал, стоимость его полиса ОСАГО составляет 15-20 тысяч рублей. У него зачастую таких денег нет, и он полагает, что лучше заплатить 800 рублей штрафа, и он полис покупать не будет. А что делать владельцу полиса, в которого въедет человек без полиса? Возникает некая финансовая напряженность», - рассказывает председатель совета директоров страховой компании «Коместра-Томь» Вадим Чмух.

Суды уже завалены такими делами, продолжает он. И потерпевшие эти процессы выигрывают. Но что дальше? У ответчиков, не нашедших денег на полис, на возмещение ущерба их и подавно нет. И выплаты растягиваются на долгие годы.

А вот очереди за полисами томские страховые компании не считают причиной того, что немалая часть водителей предпочитает обходиться без этих документов. Поясняют: в других регионах – да, возможно, и этот фактор влияет. Но не в Томске. И введение электронных полисов никак не отразилось на этой ситуации. Их вообще крайне редко заказывают – всего 2-3 % автомобилистов.
«Приобретая полисы в офисе или у агента, ты знаешь, что все сделано правильно, потому что документы оформлял профессионал своего дела. А заказывая электронный полис самостоятельно, у человека, хоть он и умный, и грамотный, небольшой червячок сомнения у него есть - все ли он правильно сделал, не ошибся ли где-то, что может повлиять на время урегулирования выплат», - поясняет директор филиала страховой компании «Росгосстрах» в Томской области Владимир Эсаулов.
«Сегодня лидерами по продаже электронных полисов являются те области, в которых полисы купить очень сложно. Это, прежде всего, Краснодарский край, Мурманская и Волгоградская области, Ставрополь, недавно к ним присоединился Дальний Восток. Там нужно занимать очередь, через две-три недели она подойдет, и вам выдадут бумажный полис. Поэтому там чаще покупают электронный полис», - дополняет председатель совета директоров страховой компании «Коместра-Томь» Вадим Чмух.

Аналогичного мнения придерживаются и в Центробанке.
«У нас и ранее не было проблем с бумажными полисами. В принципе, не зафиксировано в Томской области отсутствие бланков полисов ОСАГО, как это было в целом по России. Очереди – да, были, но в пределах разумного. В Томской области никто не занимал очередь в пять утра, чтобы приобрести полис ОСАГО», - отмечает начальник отдела контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций томского отделения Банка России Лариса Отрезова.

Переходя к теме изменений в законодательстве, страховщики говорят: они ожидают, что ситуация станет еще напряженнее после того, как платить потерпевшим придется не деньгами, а ремонтом.
«В том варианте, который был согласован с Центробанком, предлагалось возмещать ущерб ремонтом при использовании новых запчастей без учета износа автомобиля. Для Томска это катастрофа, потому что средний возраст томской машины - примерно восемь лет, ее износ составляет больше 50 %. Если будет принято решение о ремонте новыми запчастями, то выплаты вырастут примерно на 25 %, по нашим оценкам. Вся финансовая модель ОСАГО в нашем регионе мгновенно начнет приносить страховым компаниям убытки. Это приведет к тому, что страховые компании через год будут уходить из Томской области, и мы вернемся к ситуации трех-пятилетней давности, когда в Томске невозможно было купить страховой полис. А после президентских выборов у страховых лоббистов окажутся развязаны руки, и они все таки продвинут рост тарифов не меньше, чем в два раза», - прогнозирует Вадим Чмух.

Есть у него и вопросы о том, как будет контролироваться качество ремонта, предоставленного потерпевшим вместо выплат. Уже сейчас, когда страховщикам вместо ГИБДД поручили следить за техосмотром автомобилей и мастерскими, где он проводится, они сами признают, что с этим не справляются.
«Когда мы должны следить, как слесарь Иванов вышел на работу - выпивши или не выпивши, как он исповедует стандарты мирового качества? страховые компании для этого не предназначены. Кто за это будет отвечать? Наказывать страховую компанию за то, что запчасть не пришла?», - возмущается председатель совета директоров «Коместра-Томь».

Однако в томском филиале «Росгосстраха» таких пессимистичных настроений не придерживаются. Говорят, для автовладельцев по сути ничего не изменится – после ДТП машину так и так надо чинить. А список, в котором около 50-ти проверенных авторемонтных мастерских, в этой страховой компании уже составили.
«Это мастерские, которые не являются подпольными, могут подписать договора – а мы, естественно, будем работать над договорами. Паники быть не должно. На то они и рыночные отношения, что с теми, кто будет плохо чинить, мы не будем дальше продолжать сотрудничество. И Центробанк будет следить за тем, чтобы все были довольны, и соблюдались сроки», - объясняет Владимир Эсаулов.

И все же пока неизвестно - не обернутся ли качество и сроки ремонтных работ, проведенных вместо выплат, многотысячными штрафами для страховых компаний. И сколько их останется к тому моменту, когда можно будет подвести хоть какие-то итоги этой реформы.
Мы теперь в телеграмм, присоединяйтесь smnewslive
Все права на материалы, опубликованные на сайте sm-news.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законом об авторском праве. Использование материалов допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, на которой размещен материал.

Сюжеты по теме

09 Августа 2017
В ГД поступил проект о возможности перевода произведения в формат для лиц с нарушением зрения В ГД поступил проект о возможности перевода произведения в формат для лиц с нарушением зрения
08 Августа 2017
Госдума рассмотрит законопроект о контроле за эксплуатацией лифтов Госдума рассмотрит законопроект о контроле за эксплуатацией лифтов
08 Августа 2017
Международный медицинский кластер предложили расширить территорией Подмосковья Международный медицинский кластер предложили расширить территорией Подмосковья
Все сюжеты по теме

Новости партнеров

Рекомендуем

сегодня
Столичные власти согласовали проведения митинга «За свободный интернет» Столичные власти согласовали проведения митинга «За свободный интернет»
сегодня
Путин поручил властям КБР восстановить инфраструктуру после стихийного бедствия Путин поручил властям КБР восстановить инфраструктуру после стихийного бедствия
сегодня
СМИ сообщили о смерти народной артистки России Глаголевой СМИ сообщили о смерти народной артистки России Глаголевой
Все рекомендации

Комментарии (0)

Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе

SM-News in English