Печатать
12 Июня 201615:44

Летать на западных самолетах хронически небезопасно...

Летать на западных самолетах хронически небезопасно...
185 2 0
Перефразируя  знаменитое выражение Иосифа Сталина из его телеграммы, касающейся необходимости скорейшего увеличения производства самолетов-штурмовиков Ил-2, сейчас можно с полным основанием утверждать, что отечественной гражданской авиации  собственные российские самолёты "нужны как воздух, как хлеб...".
Перевозки наших  авиапассажиров на российских самолётах - вопрос безопасности государства

Нет ни одной страны в мире, где бы перевозки авиационным транспортом достигали таких масштабов как в России. И нет нигде в мире таких суровых климатических условий, в которых приходилось бы использовать авиационную технику. Очень трудно себе представить, что американские, европейские, канадские или бразильские авиаконструкторы, разрабатывая свои "Боинги", "Эйрбасы", "Бомбардье" или "Эмбайры", рассчитывали эксплуатировать их в Якутии, на Камчатке или других российских регионах с  аналогичным  климатом.

Значительные суточные перепады температуры  приводят к образованию конденсата в различных разъемах.  Иностранные самолёты, кроме этого, мало приспособлены к хранению на открытых стоянках в российских реалиях. Все эти факторы значительно усложняют эксплуатацию иностранного авиационного парка.

Но и это ещё не все: события, происходящие в мире в последнее время, заставили российское руководство всерьёз задуматься над возобновлением массового выпуска отечественных гражданских самолётов, которые будут собираться из отечественных же комплектующих. Угроза санкций в отношении предоставления нашим авиакомпаниям  услуг по обслуживанию и ремонту импортной авиатехники отнюдь не эфемерна... К тому же перекрытие доступа к западным   финансовым ресурсам делает приобретение западной авиатехники достаточно проблематичным.

Вот цифры, характеризующие, сколько рабочих мест может дать авиационная промышленность:


По данным сайта "Перспективы"

Знаменательным для России событием   является  состоявшаяся на дня выкатка нового отечественного магистрального авиалайнера МС-21, который заменит импортную авиационную технику.

Мало того, стоимость аналогичных типов отечественных и зарубежных авиалайнеров значительно отличается. И этот фактор стал особенно заметным в условиях подешевевшего рубля.

По данным 2012-го года  в сравнении цены отечественных и зарубежных самолётов выглядели так:


По данным сайта "Перспективы"

А сейчас, эта разница в цене стала ещё более разительной...

Печальный опыт Ирана и некоторых других стран, подвергшихся санкционному давлению, и в связи с этим вынужденных долгое время эксплуатировать самый настоящий летающий хлам, свидетельствует, что в современном мире поставки авиационной техники рано или поздно начинают использоваться Западом в политических целях.

И в условиях осложнившейся международной обстановки, приближении вооружённых сил стран НАТО к границам Российской Федерации нельзя не помнить о значении гражданского авиационного флота как средства для быстрой переброски значительных количеств людей и грузов на большие расстояния, что в  России является жизненно важным фактором для обеспечения обороноспособности страны.

Можно представить себе ситуацию, когда в случае необходимости западные страны без труда смогут оставить на земле все воздушные суда своего производства. Для этого достаточно просто вывести из строя сигналом со спутника  компьютерные системы управления и навигации на самолётах...

Полковник запаса Юрий Гуренко, бывший главный инженер  14-й Армии ВВС и ПВО рассказал, что все отечественные пассажирские самолёты в случае войны должны были использоваться как воздушные суда  военно-транспортной авиации. Из-за таких повышенных требований в их конструкцию был заложен избыточный, с точки зрения зарубежных авиаконструкторов,  запас прочности. Дело в том, что на Западе в погоне за прибылью и экономичностью всегда старались до предела облегчить свои конструкции и , следовательно увеличить весовую отдачу, то есть увеличить количество пассажиров при минимизации веса самого летательного аппарата. При полётах в штатных режимах это не сказывается никак, но вот при возникновении внештатных ситуаций, когда необходимо сделать быстрый манёвр, или, бери больше, совершить аварийную посадку, данный фактор становится критичным.

Сказывается и разница в подходах к аэродинамическим показателям. Каждый, кто много раз летал западными и отечественными пассажирскими  самолётами, обращал внимание на то, что при пересечении зон турбулентности или "воздушных ям", наши авиалайнеры ведут себя гораздо более спокойно. Дело в том, что у наших основную нагрузку принимают крылья, и, следовательно, пассажир находится в более комфортном состоянии. А у западных самолётов перегрузки приходятся на всю конструкцию.

При посадке наш авиалайнер сажает сам экипаж. А  посадкой импортных самолётов фактически управляет бортовой компьютер, вот и "прикладываются" они к полосе пожёстче.

Лётчик - самолёту: твоя - моя не понимай... 
Представьте себе такую ситуацию: вы едете за рулём своего "Ландкрузера" или "Мерседеса", и тут внезапно на дороге в машине обнаруживается какая-то неисправность.

Вместо того, чтобы остановиться, обнаружить причину поломки или просто вызвать техпомощь, вы на ходу хватаете инструкцию к автомобилю и судорожно начинаете искать необходимый раздел, одним глазом следя за дорогой, а вторым пытаясь перевести неизвестные английские слова на русский язык. Разумеется,  автомобилем при этом  вы управляете только одной рукой.

Теперь увеличьте скорость своей машины с 90 километров в час до 900, прибавьте к этому невозможность оказания кем-либо вам помощи в таких условиях, и вы поймете,  как летают наши пилоты на  зарубежной  авиатехнике.

И это  совсем не преувеличение: дело в том, что иностранные производители самолётов запрещают(!) переводить техническую документацию с английского языка.

На практике были такие случаи, когда экипаж, имея буквально секунды  на принятие решения, начинал листать инструкции.

В западных самолётах на индикаторах цифры, наши же лётчики привыкли к аналоговому - стрелочному отображению информации.

Есть ещё одна важная особенность западных "иномарок" - это  индикация на приборной доске одного из основных приборов - авиагоризонта.

В отличие от отечественного, где линия горизонта стоит неподвижно, а силуэт самолета вращается в зависимости от крена вправо или влево, на воздушных судах зарубежного производства показания прибора выглядят так: силуэт самолета стоит неподвижно, а вращается линия горизонта. Это создает трудности, особенно во внештатных ситуациях. В случаях получения команды диспетчера об уходе на второй круг  в условиях ограниченной видимости экипажи могут ошибочно толковать показания авиагоризонта, что приводит к потере пространственного положения воздушного судна. 

Профессиональные пилоты обоснованно считают, что уровень подготовки лётчика и его способность обеспечить безопасность полёта проявляются не в том, как он ювелирно выполнил посадку в простых метеоусловиях и на исправном самолете (хотя и это тоже важно), а  умелыми действиями в сложных метеоусловиях, внештатных ситуациях, при отказе двигателя, других важных систем и оборудования.

В опасных или критических ситуация наш лётчик, летавший ранее на отечественных машинах, будет действовать не так, как его западный коллега, который всю жизнь летал на них. Вероятность совершения ошибки нашим пилотом на "Боинге" или "Эйрбасе" будет больше.

Кроме этого,  в экипажах наших самолетов 3 или 4 члена экипажа (к командиру экипажа и второму пилоту добавляется бортинженер и штурман), в то время как на западных 2, то только командир и второй пилот.  Одним словом, на западной авиационной технике нагрузка на каждого члена экипажа увеличивается. Пока полет протекает, как говорят летчики, штатно, проблем не возникает.  При многочасовых перелётах  по России на огромные расстояния, увеличивается  усталость экипажа,  а присутствие бортинженера  становится просто необходимым.

И как только происходит отказ или хотя бы усложнение воздушной обстановки, тут как раз и возникают проблемы, которые могут привести к непоправимым последствиям. И не всегда бортовые компьютерные системы способны помочь в таких ситуациях, если к тому же они сами не вышли из строя.

Западные производители игнорируют обращения российских авиакомпаний и пассажиров
Федеральное агентство воздушного транспорта, отечественные эксплуатанты иностранных самолётов не раз обращались к западным производителям с жалобами на те или иные конструктивные или технические недостатки, выявленные в ходе не только эксплуатации воздушных судов, но и при расследовании авиационных катастроф. В частности, достаточно вспомнить о проблемах стабилизаторов самолетов семейства "Боинг" или компьютерных систем "Эйрбасов". Однако наши западные партнёры, хорошо понимая, что пока в России летать не на чем, кроме как на их продукции, в подавляющем большинстве случаев отделываются просто отговорками.

Представить себе такую ситуацию в случае с продукцией отечественных авиационных заводов просто невозможно.

Кроме этого, простые граждане России, подающие иски в западные суды с  требованием наказать виновных, остаются не с чем. Так, россиянин Алексей Афанасенков, потерявший сына в результате падения "Боинг-737" в Перми, подал иск в Чикагский суд против структуры Федеральной администрации США, которая отвечала за подготовку российских пилотов для полетов на "Боингах". Однако американские юристы в таких случаях перекладывают ответственность на наших летчиков - у них-де отсутствует опыт работы с западными навигационными системами.

Перед авиационной промышленностью России стоит поистине грандиозная задача: в кратчайшие сроки наладить и обеспечить выпуск всей линейки пассажирских самолётов, столь необходимых нашей стране. А это десятки тысяч новых рабочих мест, десятки тысяч высококвалифицированных рабочих и инженеров, и, наконец, российских пассажиров, которые должны быть уверены в безопасности полётов на огромных просторах нашей страны. 

Кристина Дружинина Автор Кристина Дружинина
Все права на материалы, опубликованные на сайте sm-news.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законом об авторском праве. Использование материалов допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, на которой размещен материал.

Сюжеты по теме

03 Декабря 2016
СМИ сообщили о сбитом самолете ВВС Сирии в Алеппо СМИ сообщили о сбитом самолете ВВС Сирии в Алеппо
30 Ноября 2016
Российские самолёты завершили тушение пожаров в Израиле Российские самолёты завершили тушение пожаров в Израиле
30 Ноября 2016
Кабмин выделил Минтрансу 5 млрд руб на покупку лайнеров Superjet и Turbolet Кабмин выделил Минтрансу 5 млрд руб на покупку лайнеров Superjet и Turbolet
Все сюжеты по теме

Рекомендуем

сегодня
Яровая: США должны ответить за убийство иракских солдат Яровая: США должны ответить за убийство иракских солдат
сегодня
Пушков: Миф об эффективности армии США похоронен вместе с иракскими военными Пушков: Миф об эффективности армии США похоронен вместе с иракскими военными
сегодня
Шипулин удержал бронзу в пасьюте на этапе КМ по биатлону Шипулин удержал бронзу в пасьюте на этапе КМ по биатлону
Все рекомендации

Комментарии (0)

Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе