Печатать
15 Ноября 201516:35

Коррупция на новосибирском общественном транспорте: лица и дела

Коррупция на новосибирском общественном транспорте: лица и дела
514 4 1
Летом этого года в Новосибирске по подозрению в получении взятии был задержан начальник управления автомобильным и электрическим транспортом мэрии Новосибирска Арам Суварян.
Арам Суварян — человек в Новосибирске очень известный. Он был депутатом новосибирского Заксобрания четвертого созыва от фракции КПРФ, которую всегда активно поддерживал. Занимался строительным и торговым бизнесом, а его семье принадлежит рынок «Маммон», один из крупнейших на новосибирском Гусинобродском рынке.

Говорят, что обстоятельства задержания Суваряна весьма пикантны: его взяли в тот самый момент, когда, по данным СМИ, он пытался выбросить (!) в мусоропровод 2 миллиона рублей…

Надо сказать, что сфера общественных пассажирских перевозок Новосибирска является одной из самых доходных и коррумпированных отраслей городского хозяйства. С начала 90-х годов эта отрасль постепенно переходила в частные руки, пассажирские автотранспортные предприятия частью приватизировались и попадали в руки своих бывших директоров, а частью банкротились, а их имущество распродавалось за бесценок.

Одновременно маршруты, по которым ранее ходил муниципальный транспорт, передавали в частные руки. Разумеется, все это происходило не просто так: наиболее доходные маршруты попадали, что называется, к «своим людям», то есть, родственникам, близким знакомым тех, кто стоял у руля общественного транспорта. Не остались внакладе действующие и отставные сотрудники МВД, судов, прокуратуры, которые либо сами, либо через подставных лиц также получили наиболее доходные маршруты.

Разумеется, право на использование маршрутов достигалось не за «просто так»… В мэрию несли, и несли большие деньги.

Особенно больших масштабов этот процесс достиг с начала 2006-го года, когда с подачи бывшего мэра, а ныне губернатора Новосибирской области, Владимира Городецкого, был осуществлен переход на автобусы большой вместимости. В ходе него частные перевозчики приобрели в лизинг и кредит более 500 таких автобусов. По городу ходили упорные слухи, что к одной из самых крупных лизинговых компаний имеет прямое отношение Дмитрий Городецкий, сын тогдашнего мэра.

Как говорят новосибирские перевозчики, у истоков этой "реформы" стоял тогдашний депутат областного Законодательного собрания, Секретарь Новосибирского Регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», заместитель Председателя Законодательного Собрания Валерий Павлович Ильенко, по совместительству председатель правления Некоммерческого партнерства «Транспортный союз Сибири» и директор МУП «ПАТП №5». А непосредственно работой по проведению конкурсов руководил тогдашний первый вице-мэр, впоследствии вице-губернатор, а ныне директор Новосибирского метрополитена Андрей Евгеньевич Ксензов.

Таким образом, распределение маршрутов для общественного пассажирского транспорта производилось на конкурсах, причем конкурсантам для участи в них было достаточно… предъявить гарантийное письмо, в котором содержалось обязательство такие автобусы приобрести.

Ни опыт работы в качестве перевозчика, ни наличие соответствующей материально-технической базы, ни образование, позволяющее руководить автотранспортом, не учитывались.

Как рассказывали тогда проигравшие перевозчики, за выигрыш такого «конкурса» надо было занести «соответствующим лицам» в мэрии и конкурсной комиссии от одного до трех миллионов рублей…

В результате «близкие» к мэрии Новосибирска перевозчики еще более упрочили свои позиции, а многие независимые перевозчики ушли с рынка пассажирских перевозок.

Поскольку почти все автобусы были приобретены в лизинг, они стоили намного больше, чем на предприятии-изготовителе. Так, автобус типа «Лиаз» заводом отпускался по цене около 2,5 миллионов рублей, а перевозчик, забирая его в лизинг, отдавал уже около 4 миллионов. Все это сказалось на повышении цен за проезд в новосибирском общественном пассажирском транспорте, что, в свою очередь, повлекло за собой нарастание напряжения в обществе.

В угоду частным перевозчикам и ради повышения их доходов новосибирская мэрия закрывала троллейбусные и трамвайные маршруты, где взамен выходили коммерческие автобусы и маршруты.

Но, кроме разового «взноса» за выигрыш на конкурсе, новосибирские перевозчики, как свидетельствуют независимые эксперты, платят еще и ежемесячно…

После всего рассказанного было бы весьма удивительно, если бы Арам Суварян не был бы застигнут у этого самого мусоропровода… Наоборот, было бы поразительно, если бы он не имел в руках этих двух миллионов, потому что схема распределения маршрутов новосибирского общественного транспорта, и контроля денежных потоков, основанных на их использовании, выстроенная за предыдущие годы, никак не изменилась…

Ежедневно на улицы Новосибирска выходит около 600 автобусов и маршрутных такси, которые принадлежат частным перевозчикам. И даже по самым минимальным подсчетам, ежегодный теневой денежный оборот, часть которого, разумеется, попадала в новосибирскую мэрию, достигает 2−2, 5 миллиарда рублей.

Недавно новосибирский сегмент Интернера взорвала новость о том, что мэрия Новосибирска начала проверку того самого МУП "ПАТП-5", которым руководит Валерий Ильенко. И якобы следствием этой проверки будет... приватизация предприятия.

Чтобы понять, о каком лакомом куске на рынке общественных пассежирских перевозок идет речь, надо знать, что на территориях, принадлежащих "ПАТП-5" базируются десятки организаций, занимающихся перевозками, но вот только не имеющих своего собственного подвижного состава, а попросту... торгующих так называемыми "выходами" (так в переводе со сленга перевозчиков именуются места на маршрутах), которые де-юре принадлежат «ПАТП-5» Валерия Ильенко...

Практически же получается, что МУП "ПАТП-5", не участвуя в конкурсах на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутной сети Новосибирска, получило и имеет неограниченное право торговать местами на маршрутах общественного транспорта.

Отдельного упоминания заслуживает сам порядок проведения так называемых конкурсов. Ни о какой открытости и объективности здесь не может быть и речи, поскольку заседания комиссии вот уже 10 лет проводятся в таком скрытом режиме, что впору обзавидоваться даже Агентству национальной безопасности США...

В этих заседаниях участвуют представители мэрии Новосибирска в лице Управления пассажирских перевозок и ЦУГАЭТ, ГИБДД, Сибирское УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и т.д.

При этом и УПП, и ЦУГАЭТ имеют возможность в любое время расторгнуть договор на право осуществления пассажирских перевозок под самыми различными предлогами. И, разумеется, часто ею пользуются.

Сами перевозчики на заседания конкурсной комиссии (внимание!) не приглашаются. Не приглашаются, и точка.

Оценка участников конкурсов проводится по 10-балльной системе, причем проигравшему не предоставляется никаких объяснений о причинах поражения. Из чего даже самый далекий от отрасли общественных пассажирских перевозок человек сделает обоснованный вывод, что никакой объективностью и открытостью тут просто не пахнет...

На практике до сих оказывается, что заветное право на работу на маршрутах получают не те, кто имеет свою собственную сертифицированную базу для стоянки, обслуживания и предрейсового осмотра, а также обладает большим опытом работы, а те, кто, по мнению конкурсной комиссии, почему-то достоин работать. При этом остается только гадать, почему эта самая комиссия сделала именно такой, а не иной выбор.

Остается только сделать вывод, что система распределения маршрутов общественного пассажирского транспорта, сформировавшаяся в Новосибирске около 10 лет назад, несмотря на смену мэра, пока осталась фактически в неприкосновенности.

Совершенно очевидно, что основной причиной такого положения дел явилось отсутствие единых для всей страны правил проведения конкурсов на право осуществления перевозок общественным пассажирским транспортом в муниципалитетах и регионах России, что дает возможность недобросовестным чиновникам создавать такую систему, что называется, "для себя"...

Это создает атмосферу политической и социальной напряженности в значительной части общества, никак не способствует стабильности в условиях экономического кризиса и только создает неограниченный простор для расцвета коррупции.
Дмитрий Синяев Автор Дмитрий Синяев
Теги
Все права на материалы, опубликованные на сайте sm-news.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законом об авторском праве. Использование материалов допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, на которой размещен материал.

Рекомендуем

вчера
Минспорта РФ: По второй части доклада МакЛарена будет организовано расследование Минспорта РФ: По второй части доклада МакЛарена будет организовано расследование
вчера
ВСУ за неделю свыше 10,6 тыс раз нарушили «режим тишины» ВСУ за неделю свыше 10,6 тыс раз нарушили «режим тишины»
вчера
Роскосмос соболезнует в связи с кончиной астронавта США Джона Гленна Роскосмос соболезнует в связи с кончиной астронавта США Джона Гленна
Все рекомендации

Комментарии (0)

Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе