Печатать

Когда соственник будет доволен?

Когда соственник будет доволен?
579 3 0
Когда соственник будет доволен?
Вступили в силу поправки в ряд отраслевых нормативных актов, регулирующих процесс управления МКД.
     
  



Общественный контроль плюс грамотность собственников

Сфера ЖКХ, наверное, самая «остросюжетная» - в ней все время кто-то чем-то недоволен и страсти кипят, не переставая. А с начала года Жилищный кодекс страны в очередной раз претерпел изменения - вступили в силу поправки в ряд отраслевых нормативных актов, регулирующих процесс управления МКД. Предполагается, что теперь бдительные граждане, не пропустившие этот факт, могут выяснять отношения с управляющими компаниями, опираясь еще на несколько букв закона. Действительно ли это так, и что кроме этого мешает или помогает собственнику быть довольным?

Моим помощником и консультантом в этом непростом вопросе стал руководитель регионального центра общественного контроля и просвещения в сфере ЖКХ по КЧР (РЦОК) Анатолий Барков, который прекрасно помнит не столь давние времена, когда реформирование ЖКХ в республике только начиналось, и не было никакой нормативной базы, методических рекомендаций, каких-то иных пособий.

- Поедешь в столицу, почитаешь все необходимое, возьмешь что-то с собой, а когда приедешь домой, то сталкиваешься с другими трудноразрешимыми вопросами, - вспоминает события 10-летней давности Барков, работавший тогда в региональном Минстрое. Сейчас, по его словам, все намного проще и понятней. Да и деятельность у него теперь несколько иная.

Для начала, выясняю, для чего вообще нужен Центр общественного контроля и какие приоритетные задачи он решает.

-  Мониторим региональную сферу ЖКХ по всем вопросам: капремонт, предоставление коммунальных услуг населению и прочее. Стараемся консолидировать некоммерческие структуры, неравнодушных и компетентных людей, ширим сеть общественных контролёров и коммерческих партнеров. Но  главная наша задача - помочь тем собственникам, кто хочет активно и эффективно управлять своим домом, получать качественные жилищно-коммунальные услуги за честные деньги, - рассказывает Анатолий Константинович.

Что ж собственникам сегодня отведена далеко не последняя роль в процессе реформации системы ЖКХ страны. Сегодня именно они участвуют в приёмке работ и услуг в составе комиссии, выбирают способ управления домом и определяются с ремонтом. Но почему-то к своим правам относятся без должного воодушевления.

- Подавляющее большинство жителей домов, как ни странно, относится к своим зданиям, как к автобусным остановкам: это меня не касается, пусть власти сами решают, что и когда ремонтировать. Зачастую собственники даже не приходят на собрания, чтоб разобраться в отчётах управляющих организаций или предложить свои идеи по изменению отношений с управляющей компанией, - рисует нелицеприятную картину Барков.

Здесь, по его мнению, виной низкая грамотность населения. Кстати, с этим призвана бороться и «горячая линия» Центра общественного контроля. Она действует с 2013 года и даёт свои результаты - обращений на неё становится все меньше, а сам они - всё конкретней. Так за прошлый год было более 60 звонков, при этом 33 % жалоб - на некачественное обеспечение коммунальными услугами и столько же - на неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества. Звонки с нареканиями по начислению платы за ЖКУ составили 10% от общего количества. Были звонки и по благоустройству придомовой территории.

-  Уровень обращений по вопросам благоустройства можно объяснить началом реализации приоритетного проекта «Комфортная городская среда», - поясняет специалист Центра общественного контроля Ирина Хатукаева. - Активная информационная компания, сопровождающая этот проект и вовлечение граждан в его реализацию спровоцировали рост подобных обращений.

Также, по её словам, в нынешний отопительный сезон на «горячую линию» в РЦОК поступают жалобы населения на неудовлетворительное теплоснабжение отдельных МКД, на бездушие, невнимательность и неоперативное решение проблемы со стороны руководства управляющих организаций, работников исполнительных органов власти и муниципальных образований. Но все чаще обращаются за консультацией, а не с жалобой.

 В Центре ручаются, что ни один звонок, ни одно обращение, поступившее к ним не остаётся без внимания. Напротив, когда появляется жалоба, её не только переадресовывают по назначению, чтобы помощь была оперативной, но и берут на контроль сами, часто выезжая на место, чтобы увидеть всё своими глазами. Учёт всех жалоб и сроки их выполнения тоже ведётся неукоснительно.

Но пора вернуться к теме последнего «апгрейда» Жилищного кодекса. Попробуем здесь расставить точки над «и», а заодно повысим информированность населения в ЖКХ-сфере.

 Так, например, непросто порой доказать некачественную работу УК, которой платятся деньги и от которой, соответственно, ждут результативных действий. И сегодня само время выдвинуло дополнительные рычаги воздействия на строптивых и недобросовестных «УКашников», когда обычные способы воздействия результата не дают.

Так в случае если Управляющая компания должным образом не выполняет условия договора, собственники могут принять решение о ее смене. При этом даже пара невыполненных УК предписаний госжилинспекции по жалобе собственника может стать веской причиной для исключения данного дома из реестра лицензий, что означает потерю возможности управлять им.

- Если вас не удовлетворяет итог оказанной услуги, составляется акт о некачественном выполнении работ, который следует подписать в обслуживающей организации и в Госжилинспекции. Кроме заявителя–собственника, должны быть как минимум две подписи совершеннолетних незаинтересованных лиц. Это и будет вашим свидетельством. Если же таких документов в течение года нет, то УК может претендовать на прибыль, - поясняет Анатолий Барков.

Вроде бы все просто и понятно... Но есть и спорные для собственников моменты в изменённом законодательстве. Так, например, в реестре собственников, который УК выдаёт инициатору проведения собрания в многоквартирном доме, нет информации о правоустанавливающих документах на собственность жилого помещения (квартиры)? И многим непонятно, зачем при проведении общедомовых собраний знать конкретно собственников помещений, ведь все и так друг друга знают. Оказывается, есть и в этом рациональные зёрна:  

- Действительно, для проведения собрания и определения, есть ли кворум, необходимо не просто знать, кто проживает в соседних квартирах, а кто является их собственниками, имеющими право голоса, - уточняет Анатолий Константинович. - Более того, необходимо знать, какой долей в праве обладает каждый собственник квартиры (если квартира принадлежит не одному лицу).

Эти знания позволят правильно подсчитывать голоса, что облегчит процедуру проведения общего собрания собственников. Для этого ещё с 2016 года управляющие компании обязаны вести реестры собственников многоквартирных домов и с 2018 года предоставлять их для организации общих собраний,

   Вызывает недоумение у граждан и еще одно нововведение. Зачем передавать в Госжилинспекцию оригинал протокола собрания вместо обычной копии? Оказывается, эта процедура призвана оградить как собственников, так и управляющую организацию от незаконного искажения состава протокола и сопутствующих документов.

- Подделка протокола общего собрания собственников - это уголовное преступление. Однако для проведения экспертизы необходимы оригиналы документа, которые зачастую невозможно найти (утеряны, испорчены и т.п). Поэтому протоколы теперь должны храниться в ГЖИ, и предоставляться по требованию собственников, судебных органов или управляющей организации, - отмечает Анатолий Константинович.

Часто сами собственники, особенно люди пожилые, возмущаются системой платежей за капремонт: «Зачем мне в таком возрасте ждать чего-то в далеком будущем? Я лучше сейчас эту копейку детям отдам». Смущает и вероятность переезда в другую местность, регион, страну. Как тогда быть с платежами? Может быть действительно лучше, когда это здесь и сейчас, адресно и в определенные сроки - тогда и денег не жалко?

- По этому вопросу уже принят закон, как на федеральном, так и на региональном уровне, и в скором времени эти вопросы тоже будут понятны, - подаёт надежду руководитель РЦОК.

Кроме Минстроя и ЖКХ КЧР от решения насущных проблем в сфере ЖКХ не отмахиваются и активисты регионального Общероссийского Народного фронта. Только недавно они выясняли, чем можно помочь жителям шести многоквартирных домов в Черкесске, где на протяжении многих лет своевременно и надлежащим образом не проводился текущий ремонт инженерных сетей, из-за чего последние пришли в ветхое состояние.

- В итоге были выявлены проблемы с отоплением, затоплением подвалов и их антисанитарным состоянием, – рассказал член регионального штаба ОНФ Альберт Дзугаев.

Выездные рейды по жалобам жильцов выявили не только затопленные подвалы, антисанитарию и неприятный запах, но и недовольство людей работой управляющих компаний, которые и после рейдов не устранили выявленные неполадки, что было зафиксировано общественниками. 

- Управляющие компании должны в первую очередь решать проблемы людей. Однако в своём большинстве они не могут даже обеспечить прозрачность своей деятельности для людей и жители домов остаются в неведении о том, какую работу проводит в их доме УК, – это мнение активиста регионального отделения ОНФ Владимира Узденова. Он сообщил, что мониторинг ситуации будет продолжен до полного решения выявленных коммунальных проблем в этих домах...

Так что ещё многие вопросы остаются актуальными и острые для жителей КЧР, но при желании, особенно - всеобщем (чиновников, исполнителей, поставщиков коммунальных услуг и их потребителей), а также всеобщей грамотности населения в жилищно-коммунальных вопросах все проблемы, думается, решаемы. И, может быть, не за горами чудесное время, когда сфера ЖКХ перестанет быть мелодрамой, ужастиком или боевиком, а сменит жанр на более позитивный. Или это фантастика?

Мы теперь в телеграмм, присоединяйтесь smnewslive
Независимый онлайн-проект для публикации жалоб граждан
Все права на материалы, опубликованные на сайте sm-news.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законом об авторском праве. Использование материалов допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, на которой размещен материал.

Сюжеты по теме

14 Июня 2018
Жители Карелии и организации накопили долги почти в 4 миллиарда за свет, воду и тепло Жители Карелии и организации накопили долги почти в 4 миллиарда за свет, воду и тепло
05 Июня 2018
Жители некоторых поселков Карелии не могут оплатить счета за электроэнергию Жители некоторых поселков Карелии не могут оплатить счета за электроэнергию
01 Июня 2018
Источник сообщил о продаже очистных в Архангельске в частные руки за почти 37,7 млн руб Источник сообщил о продаже очистных в Архангельске в частные руки за почти 37,7 млн руб
Все сюжеты по теме

Новости партнеров

Рекомендуем

сегодня
Уткин об уходе с Первого канала: Продолжу говорить о ЧМ-2018 так, как сочту нужным Уткин об уходе с Первого канала: Продолжу говорить о ЧМ-2018 так, как сочту нужным
сегодня
В ДТП с маршруткой в Орле пострадали 13 человек В ДТП с маршруткой в Орле пострадали 13 человек
сегодня
Путин прибыл на белорусскую землю Путин прибыл на белорусскую землю
Все рекомендации

Комментарии (0)

Опрос

Какой результат сборной России по футболу на ЧМ-2018 вы посчитаете успешым?

Выход из группы
24
Выход в 1/4 финала
9
Выход в полуфинал
3
Выход в финал
2
Победу
5
Не жду от нее хороших результатов
57

Всего ответов: 1328

Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе

SM-News in English
Яндекс.Метрика