Печатать
26 Сентября 201610:08

Катастрофа Ми-8 МЧС в Подмосковье: случайность или закономерность?

Катастрофа Ми-8 МЧС в Подмосковье: случайность или закономерность?
93 3 0
Не ставя под сомнения действия экипажа разбившегося вертолёта до объявления результатов официального расследования, надо признать, что система обеспечения безопасности полетов государственной авиации РФ нуждается в улучшении и совершенствовании
Вот перечень некоторых лётных происшествий с вертолётами Ми-8 только за этот год:

8 февраля в Псковской области в пяти километрах от населенного пункта Остров совершил вынужденную посадку Ми-8. По предварительным данным, погибли 4 человека.

16 июня в районе строящегося стадиона в Ростове-на-Дону вертолет ГУМВД по Ростовской области Ми-8 зацепил линию электропередачи при посадке. В результате вертолет совершил жесткую посадку, но не перевернулся. Пострадавших нет.

12 августа в районе поселка Владимир-Нак Ямало-Ненецкого автономного округа совершил жесткую посадку вертолет Ми-8, на борту находились военнослужащие, выполнявшие задачи по ликвидации очага вспышки сибирской язвы в Яр-Салинской тундре. 11 пострадавших были отправлены в Екатеринбург, двое остались в местной больнице.

3 сентября при выполнении планового полета в Сахалинской области вертолет Ми-8 совершил жесткую посадку. Инцидент произошел в темное время суток, в сложных метеорологических условиях. Никто их членов экипажа и пассажиров не пострадал.



И, наконец, 22 сентября в Подмосковье разбился при проведении учебно-тренировочного полета Ми-8 МЧС России. Три члена экипажа погибли. Причинами авиационных катастроф могут быть отказ техники, так называемый «человеческий фактор» (ошибки экипажа, диспетчеров и другого персонала), неблагоприятные метеорологические условия, а также боевые действия и терроризм.

В действительности к авиационной катастрофе зачастую приводят трагические совпадения сразу нескольких факторов.

Например, отказ в полете авиационной техники, произошедший из-за конструктивно-производственного недостатка по вине завода-изготовителя, и последовавшие затем неправильные действия экипажа, что в результате и привело к авиационной катастрофе.

Если все эти события происходили в сложных метеорологических условиях, да ещё и ночью, становится очевидным, что расследование обстоятельств совершения авиационных катастроф, и, следовательно, их предотвращения в будущем, является сложным и ответственным видом деятельности, которая должна проводиться высококвалифицированными специалистами.



Государственная авиация Российской Федерации включает в себя авиацию Вооруженных сил, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также некоторых других министерств и ведомств. Воздушные суда этих структур эксплуатируются со значительными нагрузками, что требует от лётного и инженерно-технического состава высочайшего уровня подготовки.

Примечание: гражданская авиация является совершенно отдельной структурой, в которой действуют свои правила.

Государственный контроль в этой отрасли производит «Служба безопасности полётов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации», которая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 года, осуществляет его как в авиации ВС РФ, так и во всей государственной авиации.

К её функциям относятся осуществление государственного контроля за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полётов, организация и проведение расследований авиационных происшествий и авиационных инцидентов, проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по ведению расследований, классификации и учёта авиационных происшествий и авиационных инцидентов.

Следует признать, что на нынешнем состоянии авиационной безопасности самым непосредственным образом сказались «приснопамятные» 90-е годы прошлого века, когда на подготовку лётного и инженерно-технического состава выделялось недопустимо мало средств и ресурсов.

Как рассказывал несколько лет назад генерал-лейтенант Сергей Байнетов, начальник Службы безопасности полетов авиации ВС РФ, даже в 2010-м году отмечались «недостаточная готовность личного состава к решению задач в условиях существенно возросшей интенсивности полетов, низкие знания летного состава, слабая подготовку летного состава к действиям в особых случаях в полёта, «скрытая» недоученность командиров экипажей и, соответственно, инструкторов из поколения летного состава, подготовленного по упрощенным программам в условиях дефицита горючего и смазочных материалов в 90-е годы, снижение уровня технологической и летной дисциплины, бдительности и профессиональной настороженности личного состава» и т.д.



На самом деле за этими сухими словами стоит тот факт, что в государственной авиации РФ в условиях невнимания со стороны государства и тотального дефицита всего и всея выросло целое поколение лётчиков, инженеров, техников и другого персонала, которые далеко не в полном объеме получили знания и умения по обеспечению безопасности полётов. В настоящее время многие из них занимают руководящие должности, и не по своей вине они не успели и не смогли получить тот самый необходимый объём знаний и практических навыков.

Между тем ещё 19 мая 1977 года в соответствии с приказом Министра обороны СССР для организации деятельности по профилактике и расследованию авиационной аварийности военной авиации была сформирована Центральная инспекция безопасности полетов (ЦИБП) Вооруженных Сил СССР. Её первым начальником был назначен прославленный военачальник, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза маршал авиации Иван Иванович Пстыго.

Тогда из войск отбирались наиболее опытные, принципиальные, грамотные лётчики, штурманы, инженеры и другие специалисты организаторы лётной работы из числа руководящего состава полков, дивизий и армий.

Первый удар по этой структуре был нанесён в конце 80-х и в 90-е годы, когда в войсках и центральном аппарате бездумному сокращению были подвергнуты десятки грамотных и квалифицированных офицеров, которые увольнялись не только по достижению предельного возраста, но и из-за сокращения должностей. Хотя к второму десятилетию XXI века положение начало выправляться, наступили так называемые «сердюковские» реформы, результатом которых стало почти полное изгнание оставшихся специалистов.

Прибавим ещё объединение Военно-воздушной академии им. Ю. Гагарина с Военно-воздушной инженерной академией им. профессора Н. Жуковского с последующим их переездом на неподготовленную базу в город Воронеж, куда отказалась ехать подавляющая часть профессорско-преподавательского состава, и поймём, что в такой отрасли как авиационная безопасность государственной авиации РФ есть большие проблемы…

Надо сказать, что это положение хорошо понимают в федеральных органах власти. Так, «Службу безопасности полетов авиации вооруженных сил РФ» обязали ежегодно отчитываться перед правительством об авиационных полетах в РФ, а также включать в комиссию по расследованию авиационных происшествий разработчиков и изготовителей авиационной техники, как говорится в Постановлении Правительства от 17 мая этого года . Согласно документу, Служба безопасности полетов должна "не позднее 15 февраля представлять соответствующие материалы в правительство РФ".

Имелась также Федеральная целевая программа "Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011-2015 годах", действие которой завершилось в прошлом году. Программой намечалось в случае её реализации «создать эффективную систему управления безопасностью полетов государственной авиации и снизить значения относительных показателей аварийности к 2016 году в 1,5 - 2 раза, что приблизит их к уровню соответствующих показателей ведущих авиационных держав. При этом предотвращаемый ущерб от авиационных происшествий может составить 12-15 млрд. рублей ежегодно.»



Однако, к большому сожалению, вместе с целым перечнем, безусловно, необходимых и важных мероприятий, такой решающий фактор как коренное улучшение подготовки специалистов в области обеспечения безопасности полётов остался вне рамок Программы, и был незаслуженно упущен из внимания. К тому же итоги выполнения этой Программы пока неизвестны. ..
"Совершенно очевидно, что безопасность полётов куётся на земле,- отмечает генерал-лейтенант в отставке Юрий Плужников, ранее начальник кафедры оперативного искусства ВВС Академии Генерального штаба Вооружённых сил России. Эта целая система подготовки кадров, авиационной техники, высочайшая дисциплина и ответственность, преданность своему делу, отработанное взаимодействие между структурами, эксплуатирующими авиационную технику, её разработчиками и изготовителями. Это улучшение подготовки лётного и инженерно-технического состава и многое другое, от чего зависит безопасность полётов государственной авиации".

К сожалению, за последние 20-25 лет в значительной степени утрачена преемственность поколений в такой важнейшей отрасли как обеспечение безопасности полётов. И без соответствующего внимания со стороны государства эту задачу решить невозможно.
Павел Демченский Автор Павел Демченский
Все права на материалы, опубликованные на сайте sm-news.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законом об авторском праве. Использование материалов допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, на которой размещен материал.

Сюжеты по теме

вчера
Собянин, Воробьев и Дюмин вошли в ТОП-3 самых медийных глав регионов в ЦФО Собянин, Воробьев и Дюмин вошли в ТОП-3 самых медийных глав регионов в ЦФО
04 Декабря 2016
Кладбищенский убийца из Подмосковья арестован по решению суда Кладбищенский убийца из Подмосковья арестован по решению суда
04 Декабря 2016
На Ярославском шоссе ограничат движение На Ярославском шоссе ограничат движение
Все сюжеты по теме

Рекомендуем

сегодня
Азаров: У Порошенко занимаются спекуляциями на курсах валют Азаров: У Порошенко занимаются спекуляциями на курсах валют
сегодня
Клименко: Киевский режим уничтожил информационную безопасность Украины Клименко: Киевский режим уничтожил информационную безопасность Украины
сегодня
Путин поставил задачу обогнать мировые темпы роста экономики к 2020 году Путин поставил задачу обогнать мировые темпы роста экономики к 2020 году
Все рекомендации

Комментарии (0)

Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе