Печатать

Калининградская непроходимость

Калининградская непроходимость
313 1 0
После 1991 года, когда распался Советский Союз, Калининградская область была оторвана от основной территории России, и это вот уже почти 27 лет является главной проблемой региона. Несмотря на развитие здесь Особой экономической зоны (ОЭЗ), которая дает инвесторам значительные льготы, издержки на транзит товаров и сырья сводят на нет все ее преимущества. Есть ли решение у проблемы транспортной доступности Калининградской области или же это бесконечный тупик, попытался выяснить корреспондент «SM News».

Регион как заложник

Калининградские транспортники находятся в заведомо невыгодном положении по сравнению со своими коллегами из других регионов страны. Об этом говорилось в Калининградской областной думе на круглом столе о перспективах развития регионального транспортно-логистического комплекса.

Например, стоимость доставки груза из Калининграда в Москву (1200 км) на 40% дороже, нежели по России при одинаковом расстоянии. К тому же это в два раза дольше, так как требуется идентификация и сертификация товаров, грузы простаивают на складах временного хранения, автомобили стоят в очередях на границах.

Советник калининградского губернатора по инвестиционной политике Андрей Горохов сравнил положение региона с Западным Берлином в годы холодной войны. По его словам, даже в те годы удалось добиться урегулирования транспортного сообщения с ФРГ по территории ГДР. Он привел слова экономиста Евгения Винокурова, что с точки зрения легкости и быстроты грузового транзита калининградская ситуация существенно хуже той, что была в Западном Берлине. Причина этого заключается и в том, что в последнее время отношения между Россией и станами Евросоюза обострились. Калининград фактически стал заложником геополитической напряженности, и транзит – это та болевая точка, которая может быть использована для оказания давления на нашу страну.

По утверждению Андрея Горохова, полное прекращение сухопутного транзита из Калининграда на территорию остальной части России маловероятно, но даже символические шаги по усложнению транзитного режима могут быть весьма болезненными. И это негативно скажется на инвестиционной привлекательности региона, что сохранит дотационный характер экономики.

Сложности с транзитом, кстати, возникают регулярно. Так, в начале мая из-за сбоя в информационной системе литовской таможни калининградские фуры не могли пересечь границу. Кроме того, одна из калининградских компаний распространила информацию, что литовские власти вскрыли почту, идущую из Москвы в Калининград. Это первый случай такого рода, что нарушает Всемирную почтовую конвенцию.  

Пройти по коридору

У нынешнего геополитического положения Калининградской области есть еще и другая историческая аналогия. После Первой мировой войны Восточная Пруссия была также отрезана от основной территории Германии. Требование обеспечить экстерриториальный коридор для транзита и стало причиной Второй мировой войны.


Калининградскую область от союзной России Белоруссии тоже отделяет небольшой коридор в районе польского города Сувалки. В ряде европейских СМИ периодически появляются публикации, что Россия вот-вот нанесет тут удар, чтобы ликвидировать оторванность региона. Однако всем понятно, что этого не может быть никогда, так как начнется война с блоком НАТО.


Означает ли это, что Сувалкинский коридор не может быть использован? Главный редактор портала «Newsbalt» Андрей Выползов в беседе с корреспондентом «SM News» заявил, что у этой проблемы есть дипломатическое решение.

«Существует проект, когда Россия получит в распоряжение небольшой участок земли по Сувалкинскому коридору. Там расстояние-то всего 60 км, а в ширину требуется метров 100. Это может быть или аренда, и тогда проезд по коридору может быть платным для того, чтобы эти деньги шли в бюджеты стран-соседей. Или же можно договориться с Польшей об обмене территориями. Россия могла бы отдать, например, свою часть Балтийской (Вислинской) косы, и тогда бы Польше не пришлось прокладывать сквозь свой участок канал для выхода в Балтийское море. Договориться можно и с Литвой, обменяв земли в районе Сувалок на, допустим, часть территории Славского района.

В этом проекте нет ничего антипатриотичного. Мы же меняемся с Китаем территориями, и никто не возмущается. А тут жизненно важный для Калининградской области и в целом для страны вопрос. Примечательно, что в начале 90-х годов сами поляки интересовались у нового руководства России, что оно намерено предпринимать в связи с анклаваностью региона, в том числе и зондировали почву на предмет Сувалкинского коридора, чтобы поменяться, но в те годы федеральным властям, увы, было не до нашей области. Вместо того, чтобы подойти к вопросу стратегически, приняли лишь тактическое решение – создали ОЭЗ, но как видим, в условиях транспортной непроходимости этот механизм не обеспечивает своих функций», - отметил он.

Впрочем, если идея пробить Сувалкинский коридор будет реализована, это не означает, что проблема транспортной доступности Калининграда будет полностью решена. Белоруссия, несмотря на участие в Союзном государстве вместе с Россией и членство в Евразийском экономическом содружестве (ЕАЭС), относится к калининградскому транзиту не совсем дружественным образом.

В конце 2014 года белорусская таможня задержала 38 фур с бытовой электроникой, выпущенной в Калининграде. Груз был арестован, а потом в связи с тем, что якобы таможня Белоруссии не может установить владельца, начал распродаваться. Общий объем убытков калининградских производителей составил свыше 500 млн рублей.

Суд ЕАЭС признал правоту российской стороны, но убытки до сих пор никто не компенсировал. А калининградские фуры стали объезжать Белоруссию через «правовые государства Евросоюза» - страны Балтии.  

Кто виноват?

Помимо сухопутного транзита из Калининграда в Россию существует еще морской – в порт Усть-Луга в Ленинградской области. На линии работают два парома «Балтийск» и «Амбал», что, по мнению участников круглого стола в областной думе, не может удовлетворить потребности в транзите. К тому же в конце апреля – начале мая «Амбал» стоял на ремонте.

В прошлом году президент Владимир Путин поручил федеральному правительству предусмотреть в бюджете средства на строительство трех паромов. Однако планируется строительство всего двух. И упор сделан на перевозку железнодорожной техники – 66 вагонов.

Поручение президента РФ по обеспечению транспортной доступности и безопасности  региона, организации паромного сообщения с остальной территорией России фактически не выполняется, считает депутат Калининградской областной думы, глава комитета по транспорту и таможенной политике региональной торгово-промышленной палаты, вице-президент компании «ДСВ-транспорт» Леонид Степанюк.

Дело в том, что проектируемые паромы имеют всего 12 пассажирских мест. И перевозить фуры на них будет невозможно – водители не могут ехать в кабинах, им нужны места в каютах. По мнению экспертов, паромы должны быть универсальными: для перевозки и железнодорожных вагонов, и фур (не менее 120 автопоездов), и легковых автомобилей; обладать скоростью в 25 узлов для приемлемого графика движения. Также на паромах должно быть не менее 150 пассажирских мест.

Упор исключительно на железнодорожные грузы чреват, по мнению участников круглого стола, тем, что после запуска новых паромов железные дороги Литвы и Белоруссии могут скорректировать провозную плату, чтобы сохранить транзитный поток. Прецедент подобного отмечен в прошлом году, когда транзит нефтепродуктов был переориентирован с морского маршрута на сухопутный. В итоге, как считают эксперты, использование паромов станет экономически невыгодным, и линия может быть закрыта.

«Стратегически решения у нас принимаются правильные. Но проблема, на мой взгляд, заключается в том, что нет ответственности за выполнение этих решений. Сейчас пошли по неправильному пути. И когда паромная линия не будет загружена, и соответственно, порт, который хотят построить в Пионерском, будет пустовать, ответит кто-либо за это или, как у нас обычно бывает, крайних потом не найти? Сейчас Калининградская область неконкурентна при транзите. Причина – в несовершенстве таможенного регулирования, сложных процедурах, больших простоях, большом количестве бумаг», - подчеркнул в беседе с корреспондентом «SM News» Леонид Степанюк.
Подобной точки зрения придерживается и Андрей Горохов, по словам которого, в отношении Калининградской области до сих пор не выработано единой стратегии развития. По заявлению советника губернатора, калининградские логистические компании не были включены в список компаний, для которых снижен резидентский порог по вхождению в ОЭЗ. Можно сделать вывод, заключает он, что ключевую отрасль для жизнедеятельности региона государство не считает приоритетной.
Мы теперь в телеграмм, присоединяйтесь smnewslive
Независимый онлайн-проект для публикации жалоб граждан
Все права на материалы, опубликованные на сайте sm-news.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законом об авторском праве. Использование материалов допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, на которой размещен материал.

Сюжеты по теме

18 Июня 2018
Варламов о матче ЧМ в Калининграде: Всё было просто потрясающе Варламов о матче ЧМ в Калининграде: Всё было просто потрясающе
18 Июня 2018
Нигерийские фанаты покорили калининградцев своим оптимизмом Нигерийские фанаты покорили калининградцев своим оптимизмом
18 Июня 2018
Хорватские фанаты в Калининграде: «Нам хорошо в России!» Хорватские фанаты в Калининграде: «Нам хорошо в России!»
Все сюжеты по теме

Новости партнеров

Рекомендуем

сегодня
Официальный представитель МИД РФ проведет брифинг в Самаре Официальный представитель МИД РФ проведет брифинг в Самаре
вчера
#ПриветДонецку: Главный редактор РИА "SM-News" запустил "ответку" #ПриветДонецку: Главный редактор РИА "SM-News" запустил "ответку"
вчера
Сборная России обыграла Египет и вышла в 1/8 финала ЧМ Сборная России обыграла Египет и вышла в 1/8 финала ЧМ
Все рекомендации

Комментарии (0)

Опрос

Какой результат сборной России по футболу на ЧМ-2018 вы посчитаете успешым?

Выход из группы
24
Выход в 1/4 финала
9
Выход в полуфинал
3
Выход в финал
2
Победу
5
Не жду от нее хороших результатов
57

Всего ответов: 1328

Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе

SM-News in English
Яндекс.Метрика