Печатать

«Хвансон» не сразу строился

 «Хвансон» не сразу строился
248 1 0
Украину не обвиняют, а только подозревают в причастности к появлению в КНДР межконтинентальных баллистических ракет семейства Р-36. Скандал в СМИ разразился после того, как американский эксперт, старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований (IISS) Майкл Эллеман предположил, что Пхеньян получил технологии украинского завода «Южмаш» и его КБ «Южное». Предположение подхватили иностранные журналисты, а затем «отдуваться» пришлось и украинским.

Пресс-служба «Южмаша» 14 августа опубликовала опровержение. На следующий день – еще одно, дополненное. В частности, специалисты предприятия предприняли попытку подвергнуть сомнению авторитет Эллемана, который, согласно официальной биографии, с 1995 по 2001 год принимал участие в программе СНВ-1 по разоружению Советского Союза (имеются в виду Россия, Украина, Казахстан и Беларусь) и США. Также в местных СМИ накануне вышел сюжет, в котором Эллемана назвали «так называемым экспертом», обвинили в сотрудничестве с российскими спецслужбами, а также опубликовали фотографии его жены и детей. В качестве доказательств была приведена фотография бутылки водки, произведенной в России. В результате Эллеман удалил свою страничку в Twitter, «почистил» аккаунт в Facebook.

Исследование американский эксперт начал с анализа фотографий с запуска северокорейской ракеты Хвасон-12 и -14. Он пришел к выводу, что используемые двигатели – внешне не похожи на те, которые производят в западных странах, и выглядят как советские двухкамерные РД-250 с тягой по 40 тонн каждая.

Однако пуск показал, что в северокорейских ракетах использовались однокамерные двигатели, похожие на РД-250, с аналогичным уровнем тяги. Эллеман обратил внимание, что Пхеньян объявил об использовании нового насоса для испытаний в сентябре 2016 года. Турбонасос, по мнению эксперта, мог обеспечить однокамерному двигателю тягу в 80 тонн. Но самим инженерам из КНДР было бы трудно создать такой двигатель, не продемонстрировав промежуточные результаты.

Эллеман сообщил, что опыт создания таких двигателей есть у сотрудников российского «Энергомаша» и украинского КБ «Южное». Однако он отверг версию о том, что специалистов приглашали на работу в КНДР, так как в Пхеньяне нет необходимых производственных площадок. Интерес Эллемана вызвали рассказы западных экспертов, побывавших на «Южном» в 2016 году: по их словам, местный инженер «в соседнем университете» хвастался созданием однокамерного двигателя.

Не ясно, почему Северной Корее передали однокамерные, а не двухкамерные двигатели. Возможно, это демонстрирует «сдержанность», но и однокамерного РД-250 вполне достаточно, чтобы достать из Северной Кореи до городов США.

В 1993 году в КНДР заявили о ракете «Нодонг». Аналитики тогда пришли к выводу, что в конструкции ракеты используется связка двигателей, так как для создания однокамерного двигателя, «обеспечивающего требования к дальности и полезной нагрузке ракеты Нодонг, потребует значительного увеличения накопленного к настоящему моменту опыта». Эксперты в начале 90-х сомневались, что в КНДР есть потенциал для создания ракет дальностью до 1300 км. Об этом говорится в исследовании ракеты «Нодонг», проведенном Дэвидом Райтом (старший научный сотрудник Союза обеспокоенных ученых) и Тимуром Кадышевым (Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ).

Ученые пытались найти ответ на вопрос: создала ли Северная Корея ракету на базе советской Р-17 (двигатель 9Д21)? По крайне мере, историю ракетной программы КНДР привязывают к копированию и модернизации советских «керосинок», созданных в «Государственном ракетном центре имени академика В.П. Макеева» в России.


Однокамерный 9Д21 с турбонасосным агрегатом, http://militaryrussia.ru/blog/topic-177.html

«В частности, Северная Корея могла улучшить двигатели, используя турбонасосы высокого давления, аналогичные разработанным в Китае для ракет серии DF. Увеличение давления и температуры в камере сгорания на сравнительно небольшую величину также может привести к требуемому увеличению удельного импульса», - говорилось в исследовании Райта и Кадышева.

Аргумент в пользу связки из маленьких двигателей – дешевле одного большого, к тому же ниже требования к прочности ракеты, комбинация двигателей понижает уровень механических вибраций.

Сейчас же Эллеман задается вопросом: как и откуда в Северной Корее появились двигатели РД-250? Он уточняет, что в 90-х в КНДР появились ракеты Р-27 и двигатели Исаева 4Д10. Первую ракету «Мусудан», построенную по этой технологии, Пхеньян показал в 2010 году на военном параде. До запуска «Хвасон-12», в марте 2016 года, Ким Чен Ын посетил ракетный завод. На фотографиях на заднем плане на возможном прототипе МБР была установлена связка из 4Д10. То есть, до 2017 года не было ни малейших намеков на то, что Северная Корея владеет технологией изготовления двигателя РД-250.

С другой стороны, двигатель Исаева 4Д10 представляет собой «сложную замкнутую систему, интегрированную в топливный бак ракеты». Если бы в 2015 году был открыт двигатель РД-250, установленный снаружи, инженеры предпочли бы использовать его для запуска ракет на дальние расстояния.

Ракету «Мусудан» начали тестировать в 2016 году. Судя по всему, только один пуск был удачным. С тех пор испытания не проводились, и Пхеньян заявил о прекращении тестов. Эллеман предположил, что если бы «инженеры Кима» знали, как решить проблему, то сделали бы это. Однако, скорее всего, они пошли по альтернативному пути.

«Если в 2016 году Северная Корея приступит к поиску и приобретению нового двигателя, начало поиска произойдет в том же году, когда «Южное» полностью пострадало от финансового дефицита. Это не значит, что украинское правительство принимало в этом участие, и необязательно руководство «Южного». Рабочие на объектах «Южного» в Днепропетровске и Павлограде, вероятно, первыми пострадали от последствий экономических неудач», - пишет Эллеман.

Технологию, кстати, еще шесть лет назад на Украине пытались выкрасть северокорейские разведчики, но были пойманы.

Но более всего эксперт беспокоится о том, что Северная Корея в будущем, возможно, попытается использовать связку из модифицированных РД-250, что позволит «целиться» не только по береговой линии США, но и всему материку. Эксперт считает, что «Хвасон-14» - еще не жизнеспособная система, для оценки необходимы летные испытания.


«Южмаш», двигатель РД-261 из трех двухкамерных блоков РД-250, маршевый к первой ступени ракеты-носителя «Циклон-4»

Украина отказывается

В Киеве, как говорится, еще на ранней стадии опровергают обвинения. В совместном заявлении руководства «Южмаша» и «Южного» справедливо говорится, что в КНДР использовали «совершенно не РД-250». Сам Эллеман в статье подчеркивал, что речь идет об однокамерной модификации.

«… разработчиком двигателя РД-250 является российская компания НПО «Энергомаш». ГП «КБ «Южное» никогда не разрабатывало подобные двигатели на самовоспламеняющихся компонентах по открытой схеме. Двигатель РД-250 после разработки был передан для серийного производства в ГП «ПО «Южмаш». Во время серийного производства двигателя РД-250 любое отклонение от конструкторской документации не могло происходить без согласования с его разработчиком - НПО «Энергомаш», - говорится в заявлении.

Разрабатывали и доводили двигатель РД-250 не специалисты российской компании «Энергомаш», а «комплексная бригада, которая совместно с представителями военной приемки постоянно находилась в Днепропетровске». Работа проводилась под управлением и контролем «Энергомаша», и в 1965 году двигатели допустили к Межведомственным испытаниям. К тому же, серийное производство велось «на заводе №586 (Днепропетровск)», то есть «Южмаше». Об этом шла речь на третьей международной конференции «Космические технологии: Настоящее и будущее», полный текст начальника отдела «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко» Владимира Судакова опубликован здесь.

«Начиная с 1991 года технологические линии по производству двигателей в ГП «ПО «Южмаш» с характеристиками, аналогичными двигателю РД-250, были частично демонтированы. Производственная линия для создания баллистических ракет SS-18 и двигателей для них была полностью уничтожена. Ввиду этого, в настоящее время предприятие не располагает производственными технологиями для изготовления ракетных двигателей указанной конфигурации», - говорится в опровержении.

Однако глава Государственного космического агентства Украины Юрий Радченко на «опровергающем» брифинге заявил, что «такие двигатели выпускались на Украине до 2001 года заводом «Южмаш» по документации предприятия «Энергомаш» (г. Москва)». Двигатели выпускались на «Южмаше», по его словам, в интересах России. Всего было выпущена 101 ракета «Циклон-3» и 122 – «Циклон-2».

Интересно, что присутствующий на брифинге советник президента Украины, директор Национального института стратегических исследований Владимир Горбулин предложил мировому сообществу, «в первую очередь США», исследовать, принимали ли участие в развитии ракетной программы КНДР Россия или Китай, так как «эти две страны поддерживали и поддерживают тесную связь с КНДР». Также Горбулин добавил, что в проверке нуждается и связь в этом контексте Северной Кореи с Ираном, что актуально для американской повестки дня.

Читайте также: Тегеран пока ведет: Президент Ирана настаивает на "ядерной сделке"

«Ну, что от них еще ждать?» - прокомментировал обвинения России в возможности поставок двигателей в КНДР вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.


В ответах со стороны Киева можно заметить много противоречивых. Например, журналисты телеканала 112 сообщают, что анонимные американские разведчики предположили, что двигатели РД-250 могли собирать в КНДР без участия украинских специалистов, по сути, владеющих технологией.

Министр обороны Украины Степан Полторак назвал информацию «абсолютным фейком». По его словам, в скандал Украину втянула Россия. Аргументы в пользу утверждения он не привел.

Однако в суд на издание «New York Times», которое ретранслировало анализ Эллемана, украинская сторона, а, в частности, Госкосмос, подавать не собирается.

Директор украинского Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко заявил, что, вероятно, дискредитировать Украину и предприятие «Южмаш» решили в… США, так как на Южмаш «Америка положила глаз». По его убеждению, Вашингтон заинтересован в производстве, получается, устаревших двигателей для своих ракета-носителей.

«За последние 7 лет систематически уменьшается финансирование, сокращается трудовой коллектив и производственные мощности "Южмаша". В 2015 году сотрудники предприятия выходили на акции протеста, требуя выплаты задолженности по заработной плате. Все это говорит о том, что "Южмаш" штучно пытаются подвести к состоянию банкротства с целью снижения цены этого очень важного стратегического актива для будущей приватизации», - пишет он в своем блоге.

Тем самым он опроверг опровержение (извините за тавтологию) «Южмаша» о том, что экономическая ситуация на предприятии улучшается.

И даже опроверг заявления руководства «Южмаша» о невозможности приватизации:

«И вот сейчас провокация, организованная против "Южмаша", цель которой дискредитировать государство и предприятие, мол, смотрите, вы же не справляетесь с управлением предприятием, ваши технологии могут использоваться против нашего врага Северной Кореи. Так лучше ж выставляйте "Южмаш" на приватизацию и допустите к "конкурсу" американскую компанию, которая в нем победит. Ну а что Украине деньги? Они быстро разойдутся. А американцам достанется предприятие, способное действительно сделать их независимыми в ракетно-космической отрасли», - предполагает он.

Журналисты украинского «24 канала» заявили, что «на самом деле Украина продала ПО для двигателя» Южной Корее в июне 2017 года. А в ноябре 2016 – эскизный проект верхней ступени ракета-носителя. То есть, эскиз той части, где должна располагаться полезная нагрузка.  

Ранее генеральный конструктор КБ «Южное» Александр Дегтярев предположил, что в КНДР могли «сделать копии» двигателя.

Российский вице-премьер Дмитрий Рогозин ответил на это, что для изготовления даже копии, в наличии нужно иметь или оригинал, или детальные чертежи. «Это же не картина или скульптура», - считает он.

«Да и без украинских специалистов, способных и готовых развернуть производство на чужой технологической площадке, не обойтись. Так или иначе речь идёт о контрабандной поставке в обход всех существующих крайне жестких международных запретов», - считает Рогозин.

Фееричным кажется заключение главы украинского Госкосмоса: в Россию поставлялись «Циклоны», с которых россияне могли снять двигатели и отправить в КНДР.

Кстати, «Южмаш» и КБ «Южное» в ноябре 2015 года с официальным визитом посещала делегация Национального космического агентства США (NASA). Главной целью заместителя администратора по вопросам пилотируемых космических операций Уильяма Герстенмайер, возглавлявшего делегацию, было обсуждение вопросов расширения сотрудничества в космической сфере.  

«В числе перспективных проектов, реализуемых в настоящее время Украиной и США в космической сфере, международная программа NASA по запуску грузов к МКС с помощью созданной с участием Украины новой ракеты-носителя (РН) среднего класса Antares. В украинской космической отрасли предлагают США сотрудничество, в том числе, в сфере ракетного двигателестроения. В истории украинско-американских отношений в космической сфере данный визит является первым официальным визитом руководства NASA в Украину», - сообщали СМИ.

И в соцсетях тогда предполагали, что, скорее всего, Вашингтон планирует уйти от использования российских двигателей РД-180 (право на использование в 1996 году приобрела американская компания General Dynamics) в пользу украинских РД-225 и РД-250.


 

 

Мы теперь в телеграмм, присоединяйтесь smnewslive
Независимый онлайн-проект для публикации жалоб граждан
Все права на материалы, опубликованные на сайте sm-news.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законом об авторском праве. Использование материалов допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, на которой размещен материал.

Развитие темы

25 Мая 2018
Захарова о расследовании крушения МН17: идеологическая заданность поиска виновных
25 Мая 2018
Вышинский не исключает новых обвинений со стороны СБУ
25 Мая 2018
Косачев о МН17: кто-то мог знать «результаты расследования» до крушения «Боинга»
Все сюжеты по теме

Новости партнеров

Рекомендуем

сегодня
После авиакатастрофы под Рязанью следователи допрашивают владельца самолета После авиакатастрофы под Рязанью следователи допрашивают владельца самолета
сегодня
Роналду назвал мечтой свою коллекцию из 5 Кубков чемпионов Роналду назвал мечтой свою коллекцию из 5 Кубков чемпионов
сегодня
Кремль анонсировал прямую линию с Владимиром Путиным Кремль анонсировал прямую линию с Владимиром Путиным
Все рекомендации

Комментарии (0)

Опрос

Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе

SM-News in English
Яндекс.Метрика