Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Рязань
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Великий Новгород
Архангельск
Ленинградская область
Петрозаводск
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
Салехард
Сибирский федеральный округ
Улан-Удэ
Иркутск
Томск
Омск
Чита
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирская область
Абакан

Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Хабаровск

Кому-то очень хочется нарисовать картину лапотной Руси

Игорь Гладнев

Кому-то очень хочется нарисовать картину лапотной Руси
О том, как повернуть время вспять и изменить ценности, насколько опасны «культурные пожары», ведь они непосредственно связаны с ментальностью, и как, наконец, наладить нормальную работу отрасли, где миллионная зарплата худруков – не должна умолять достоинств заслуженных артистов, посвятивших Мельпомене лучшие свои годы. Как добиться единства людей разных поколений и разных ценностей и как не допустить самого страшного – экстремизма на культурной почве? Обо всем этом корреспондент ИА "SM-News" в Пермском крае Наталья Жукова побеседовала с министром культуры Пермского края Игорем Гладневым.

— Игорь Алексеевич, с культуры, действительно, начинается ментальность. Может, не случайно иные политики любые изменения в обществе начинали именно с этой сферы. Вот, например, предшественник Виктора Басаргина по посту губернатора Олег Чиркунов в своем блоге любил критиковать русские народные сказки: дескать, там все главные герои типа Ивана Дурака — лентяи, ничего делать не хотят, а тут «по щучьему веленью, по моему хотенью, раз – и все! Наверное, он считал, что русские сказки формируют у человека лень. И взамен предложил альтернативную – европейскую. В Пермь приехал Марат Гельман, и всё завертелись … И также быстро многое исчезло. А ведь кому-то это и нравилось…

— Этот вопрос является краеугольным. Я убежден, что сказка – это завещание, а не развлечение. И главный вопрос – что ты хочешь наследовать: богатство, эгоизм и силу, или веру, меру и доброту? В сказках надо искать ответ на вопрос: не как, а зачем и во имя чего жить? Вот эти вопросы и ценности в наших русских сказках отражены. И в них человек получает первые уроки, чтобы потом, в реальной жизни, — не ошибиться в выборе.

Кстати, замечательное высказывание: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Для кого-то это, может быть и вонь, но для нас это – духовность и душа.

— Так, может, не случайно была попытка развенчать это самое русское наследие, чтобы на пустынном поле создать новую традицию?

— Я убежден, что случайностей вообще не бывает. И наверняка есть закономерности, которые не от нас зависят. Но совершенно точно от нас зависит, к чему стремиться, и что принимать как родное и ценное, для себя, в этой известной русской поговорке.

Наше настоящее, истинное творчество – это отражение души и чаяний народа. И сказка как раз это и демонстрирует – о добре, о вере, о нежелании брать чужое. Вероятно, кому-то очень хочется нарисовать картину лапотной Руси, грубого поведения, страшных правителей, диких зверей. Но это не соответствует исторической традиции, которая сформировала эту самую культуру. Поэтому самое верное и самое подходящее для нас – это Правда и Бог. Земля-матушка и хлеб-батюшка. Земля – как труженица родящая, а каравай — результат труда, это и есть сила богатырская. Сказка – это отражение нас самих, и каждый ее рассказывает про себя.

Поэтому самая большая проблема и самый большой урон, который нанесен современной культуре, — это межпоколенческий разрыв, когда отцы и деды разговаривают со своими внуками на разных языках, и не понимают друг друга. И деды, которые построили эту страну и сделали все, чтобы внуки и правнуки просто физически жили, не могут через культурные институции, образовательные учреждения, всю государственную машину донести эти важные моменты для спасения и развития молодой личности. Определённо, культура начинается со сказки, и начинается детства. И развлечение при этом, точно, не главное.

— Несколько лет назад, тем же губернатором культивировались различные фестивали, как импульс к развитию отрасли, здесь был небезызвестный галерист Марат Гельман, который проводил свои выставки, был фестиваль «Белые ночи», всё бурлило. И ведь многим это нравилось.. Может, это и была попытка сменить парадигму русской культуры?

— Мы говорим о среде внешней и внутренней. Наполнить внешнюю среду событиями, которые бы привлекали внимание, бурлили, пучились и будоражили, становились бы детонатором для перманентного взрыва, — это идея не новая. И это действительно один из самых эффективных способов, чтобы удержать внимание, чтобы о тебе говорили.

Есть еще вопрос внутреннего пространства. И здесь важно отдавать себе отчет, к каким целям идем и в чем приоритеты. Карнавальной традиции тысячелетия во многих странах мира. Есть такая традиция и у нас. Но важно открыто и последовательно осознавать, что при кажущихся похожестях, американский Хэллоуин и Русская масленица это два разных мира. Конечно у культур и традиций нет границ, но на щитах у наших предков было начертано — «Защищай родную землю, храни Веру и береги свой народ!».

Должны быть границы, и это традиции которые менять нельзя! Нельзя и точка! Обесценивать и глумиться над чувствами верующих, провоцировать и подменять смыслы, дегероизировать и разрушать значение истрико-культурно сложившегося мифа, значит раскалывать и провоцировать общество на агрессию. Что в этом миссия культуры? Я убежден, что это может быть миссией и задачей отдельных персонажей, но точно не тех, кто хотел бы чтоб добра и любви вместе с нами было больше. Постмодернистская модель и заявленное отсутствие границ не должны превращаться во вседозволенность и бесконтрольность.

Кто то может сказать – «нам необходима была эта прививка». Нет. Опрокидывать достоинство и отрывать от исторических корней нельзя. Посмотрите на «картинки» периода Гельмана. Это современная высоко-технологичная и затратная компания по продвижению главных технологов, а не культуры и её служителей. «КлЕво», «прикольно» и «так никогда не было», «кто не понял тот дурак», это все приёмы расчитанные на подражателей. И вот главный вопрос. Важно не только, что нам говорят, но и кто это делает…?

И это очень важный принципиальный момент. Наш культурный межпоколенческий запрос сформирован на протяжении нескольких веков. Ценности культуры при этом являются очень важным компонентом, который скрепляет, объединяет, настраивает на позитивный лад и на созидание, а не просто желание лично продвинуться.

Как у Строгановых?.. «Богатства Отечеству, имя себе». Будешь служить достойно, заслужишь и имя. Честь и достоинство – это то, что не продается, это то, что является безусловной ценностью. Это не просто стремление одного человека занять лидирующие позиции, а именно внутри общественного запроса — работать и быть вместе, и вместе творить и побеждать! И в этом, конечно, основополагающим элементом нашей культуры является соборность, которая воплощена не только и не столько в карнавале или фестивале, а в желании объединиться, чтобы подтвердить свою силу в единстве целей.

— А может, всё гораздо проще: и это было обычное стремление под культурными «фишками» зарабатывать деньги?

— Я могу сказать, что финансовые ресурсы, которые направлялись на эти дела, были весьма значительны. За иную двухдневную «фишку» год деятельности библиотеки или музея можно содержать, со всем персоналом. Для меня , как министра культуры, это не допустимо.

— В таком случае, не дорого ли региональной культуры при всем уважении обходится Теодор Курентзис? Зарплаты его и его солистов разнятся в десятки раз. А ведь это государственное учреждение.

— Сегодня мы совершенно точно можем сказать, что музыканты такого уровня, дирижеры и руководители находятся в определенном «диапазоне». В этом смысле Теодор Курентзис не является выходящим за рамки такого диапазона. Конечно, говоря так, я имею в виду в том числе и европейский рынок. Это факт.

Другой вопрос, что говоря сегодня о деятельности и о таланте самого руководителя, мы вправе уповать на то, что и его деятельность, и его талант должны быть более широко обращены к обществу. Это как раз один из тех бесспорных приоритетов для нас всех. Не только продвижение имени, уровня своего мастерства и учреждения, но и должна быть активная работа с той самой средой, благодаря которой и развивается и становятся звездами наши, пермские музыканты. Есть два пути.

В первом случае – создание площадки, где демонстрируются топ-представители, в том числе и международного уровня. И есть вариант – когда работают только наши исполнители, а мы делаем ставку только на тех, кто составляет репертуарный костяк нашего театра оперы и балета.

Смотрите, какая интересная штука внутри театра оперы и балета. Созданная десятки лет назад хореографическая школа является источником кадров и талантов и для нашего театра и для нашей труппы. И в этой труппе в том числе танцуют и представители других стран. А это является отражением той высокой планки, заложенной еще Вагановской школой и Кировским театром, эвакуированным к нам в годы Великой Отечественной войны. И все мы видим продолжение этой традиции.

Нам надо создавать аналогичную линию оперного мастерства? Это сложнейшие механизмы создания и поддержки молодых голосов. Но когда премьерная опера становится площадкой для того, чтобы показать зарубежных артистов, а о дальнейшей репертуарной судьбе спектакля, в исполнении основными солистами труппы, не очень думаем, это не совсем правильно. И вот здесь, на мой взгляд, принципиальный момент деятельности самого театра оперы и балеты, который осознанно выбирает путь.

Я убежден, что если мы говорим о дальнейшем развитии репертуарного театра, как об уникальном достоянии нашей культура, то перспектива его развития связана с нашей исполнительской школой и поколениями, которые будут воспитаны здесь, в России: в Перми и Екатеринбурге, Новосибирске и Казани, Красноярске и Владивостоке…

— Тем не менее, вас нельзя пожурить за примиренческие позиции. Совсем недавно вы, как учредитель государственного театра «Театр» уволили главного художественного руководителя, к которому у многих, как и у вас были претензии. Что ж, имеете право. Тем не менее, через короткое время в конфликт, разросшийся до петиций с подписями известнейших деятелей искусства и кино, вмешался губернатор и восстановил худрука в должности. Я имею в виду, конечно же, художественного руководителя пермского государственного академического театра «Театр2» Бориса Мильграма. Однако, я понимаю, конфликт не исчерпан?

— Мое решение не было спонтанным. Оно основано на анализе деятельности и подтверждено соответствующими документами. Я абсолютно убежден, что в части финансово-хозяйственной деятельности существуют вопросы к руководству театра и по
сегодняшний день. И никто эти претензии с повестки дня снимать не собирается, потому что весь этот дискурс, и акции появившиеся вокруг увольнения, носит несколько иную сторону.

Он имеет задачу увести тему. И судя по основным спикерам, мы понимаем, что основной посыл был связан с тем, что кто-то, из чиновников, в той или иной степени стал покушаться на принципы, по которым существовали руководители, и они эти принципы, как бы стали нормой. Например, отсутствие должного контроля, возможность распоряжаться ресурсами, в том числе в некоторых случаях нарушая законодательство, объяснять, «что по — другому невозможно». Это неправильно.

Когда начинают задавать конкретные вопросы по расходованию средств, по эффективности деятельности театра, по мере ответственности руководителя, возникают ответные: «Что это вы на нас тут наезжаете?» И сразу крики, «Цензура! Покушение на творца и свободу творчества!» Цензура — то тут ни при чем! Это государственные деньги, за которые любой, даже самый малый клерк несет ответственность, не говоря уже о руководителе такого ранга в театре! Здесь есть определенный фронт работы, который относится к функции руководителя, и если эта работа не выполняется или выполняется несоответствующим образом, то за этим следуют санкции – наказание, вплоть до увольнения.

— То есть вы не сумели воспользоваться своим правом учредителя и уволить подчиненного, общественное мнение оказалось сильнее здравого смысла?

— Сейчас мы рассматриваем итоги деятельности учреждения за 9 месяцев, и я знаю, свершено точно, что существуют очень большие претензии к выполнению государственного задания, которое должен был выполнить театр. Должно было быть поставлено определенное количество спектаклей, вовремя и соответствующего качества. Вот к чему существуют претензии сегодня!

— А не ваша личная нелюбовь к Борису Леонидовичу?

— Вы знаете, эмоции мне, не помощники. Мои вопросы и претензии связаны исключительно с полномочиями и функциями. И независимо от должности или таланта, каждый на своем месте, должен реализовывать государственную политику в интересах нашего общества, самого широкого и разнообразного. А задача руководителя – организовать реализацию Федеральной политики, порученной ему на данном участке: правильно, последовательно и эффективно.

— Тем не менее, шума в местной прессе было много. Говорилось, в частности, о необходимости объединения вокруг опального худрука.

— Вот это выбор каждого. Любовь или не любовь. Только не надо объединяться, чтобы утвердить как норму, безнаказанность, исключительность и вседозволенность.

— Игорь Алексеевич, тогда скажите, почему вы, как министр, не приложите усилия к тому, чтобы вернуть в Пермь нашего земляка, теперь уже российского писателя Алексея Иванова, обиженного, кстати, на Мильграма и при нем уехавшего творить в соседний Екатеринбург? Ведь это вам не современное искусство и не литературный экстрим, это уральская история, уральская идентичность, это как раз наш талант?!

— Я очень рад и благодарен Алексею Викторовичу за недавнюю возможность, поговорить по телефону и поздравить его с Днем рождения! Я считаю большой ошибкой рассматривать, хоть как-то, роль замечательного писателя, применительно к какому бы-то ни было сюжету, кроме того, который напишет он сам. На Ивановых, как известно, Россия держится. Наше желание и готовность к диалогу постоянно и неизменно. Спасибо Вам за вопрос. Алексей Викторович, и свою Чердынь и Пермь Великую, сердцем чует. Вот наберусь духу и позвоню, ещё раз. Глядишь ответит, а там авось, что и сладим

К кому из бывших хочет вернуться Бузова?К кому из бывших хочет вернуться Бузова?
Подборка интригующих новостей в Яндекс Дзен, подписывайтесь zen.yandex.ru/sm-news.ru
Если есть проблема, о которой Вы хотите сообщить, отправьте жалобу на сайт Zadolbalo.net.
Оставить свой комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Отправить комментарий
Опрос
Нужно ли, на Ваш взгляд, включать в школьную форму для девочек брюки?
  • Брюки можно включать в комплект только в зимнее время 60%, 3 голоса
    3 голоса 60%
    3 голоса - 60% из всех голосов
  • Обязательно, должно быть разнообразие 20%, 1 голос
    1 голос 20%
    1 голос - 20% из всех голосов
  • Девочки должны носить только юбки или платья 20%, 1 голос
    1 голос 20%
    1 голос - 20% из всех голосов
  • Я вообще против школьной формы 0%, 0 голосов
    0 голосов
    0 голосов - 0% из всех голосов
Всего ответов: 5
12.09.2018 - 17.09.2018
Опрос закрыт
Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе