Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Рязань
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Великий Новгород
Архангельск
Ленинградская область
Петрозаводск
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Саратов
Казань
Ульяновск
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Хабаровск
Аналитика

«Как отцы работали». Как британские СМИ оправдывают ляпы «Чернобыля»

«Как отцы работали». Как британские СМИ оправдывают ляпы «Чернобыля»
Фото коллаж

Одной из самых обсуждаемых тем в соцсетях, на кухнях после рабочего дня, в обеденное время в России стал американский сериал «Чернобыль». Режиссер киноленты Крейг Мазин решил показать всему миру ужасы апрельской катастрофы 1986 года в деталях. В некоторых моментах режиссер перестарался, а в некоторых, откровенно говоря, выступил «господином соврамши». Несостыковки и ложь (Мазин назвал это драматургией) вызвали шквал критики со стороны как российских, так и украинских очевидцев и участников операции по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Несмотря на это, многим зрителям сериал нравится, кто-то восторгается операторской работой, игрой актеров и качеством ленты, не цепляясь за детали. Возможно, заранее положительное мнение отчасти было сформировано новостями в СМИ о максимальных оценках кинокритиков по десятибалльной шкале IMDb, положительными отзывами некоторых очевидцев, и так далее, но кто же сможет запретить мыслить критически, и называть черное – черным, а белое – белым?

Или так. Вряд ли в семейной обстановке проснувшийся посреди ночи муж будет называть жену «Людмилой», она его в ответ «Василием» (странно, что без отчества, да?), а в экстренных ситуациях ядерщики обращаться друг к другу обязательно через «товарищ» и по фамилии, без так называемых неопределенных артиклей, выражающих эмоциональное состояние. У товарища, значит, за пультом лампочки не так мигают, как положено, допустим. А он, не выражая понятного русскому человеку удивления-возмущения единственным подходящим словом, другому товарищу, значит, говорит: «к черту телефон»? Так и напрашивается добавочное «it`ll be OK, tovarisch, don`t worry and be happy».

Однако эти и многие другие режущие слух и глаз американизмы, стереотипы о Советском Союзе накануне окончания «холодной войны» не смущают поклонников, на это не обращают внимание. Снято красиво и якобы реалистично, смотрится легко, а «совок» был «обязательно» людоедски кровожадным к рабам-товарищам. Сами не видели, но так показали.

Заступились за совместное творчество американских и британских кинодельцев журналисты английского издания The Sun. Они так и пишут: да, ужасно, да, драматично, но это «подтвержденная версия». Подтвержденная или утвержденная — кем? В доказательство предлагают несколько абзацев текста по наиболее спорным эпизодам, и, не подкрепляя ссылками на авторитетные источники, утверждают: это правда, хоть и частично.

В иностранной версии ради подчеркнутого то ли драматизма, то ли русофобии все происходит под дулами автоматов советских военнослужащих. Только они почему-то не облучаются, и не падают, как птицы в сериале. Наверное, это – биороботы с «калашами» и иммунитетом к радиации – коммунистической идеологией, вскормленные с молоком матери-партии.

«Это – неправда. Милиция не ходила при эвакуации с автоматами. Кроме этого, люди не шли через весь город и даже через двор к автобусам. Их подавали прямо под подъезды в таком количестве, сколько нужно в зависимости от количества жильцов. И еще одна неправда в том, когда показали, что в городе с неба замертво падали птицы – такого тоже не было», — рассказал украинским журналистам Василий Кучеренко, бывший начальник горотдела МВД по Припяти.

«Там были специальные войска химзащиты, охрана в защитных костюмах, но солдат с автоматами не было. В сериале показывают солдат внутренних войск, которые то и дело открывают-закрывают ворота на станцию. Зачем?! Ворота всегда были открыты, пропускной пункт в зону поражения был гораздо дальше «развала». И зачем солдаты закрывают и открывают железную дверь за водолазами, которые добровольно вызвались предотвратить паровой взрыв? Глупо это. Бросается в глаза», — рассказал журналистам российского Forbs ликвидатор последствий аварии Виталий Карпинский.

В чем отцы работали

Правда, например, по версии британцев – это тульские шахтеры, одетые «в чем отцы работали» (если кто не разгадал полет драматургической мысли режиссера, это значит голыми), но в белых шапочках, вытирающие руки о министра угольной промышленности СССР Михаила Щадова, которого в фильме показали абсолютно неавторитетным политиканом. Человека, который начал трудовую карьеру в 15 лет, прошел честный путь от шахты до кабинета начальника отрасли, и точно умел разговаривать с шахтерами.

Щадов в сериале Крейга Мазина

В сериале же показана удивительно нереалистичная сцена. К тульским шахтерам приезжает с автоматчиками Щадов, и чуть ли не под угрозой расстрела заставляет работать в Чернобыле. Шахтерам, дескать, деваться некуда было. А на месте они уже просили выдать вентиляторы, так как работать было невыносимо жарко, но советское руководство под семипечатной тайной отказало. Авторы сериала почему-то показали горняков недалекими, непонимающими опасности радиоактивной пыли. Один персонаж, вероятно, бригадир, вступает в перепалку с Щадовым и академиком Валерием Легасовым. И все бы могло сойти за художественный прием, но имена названы реальные. Вот, стоит перед ними шахтер, в чем мать родила, и показывает на шапочку на голове.

«В сцены, изображающие шахтеров, рискующих своей жизнью в смертельно токсичных условиях, не верят, но они полностью правдивы. Они работали круглосуточно в течение месяца при температуре выше 50 С и без вентиляции. Было так жарко, что они работали голыми, носили только шапки и сапоги», — утверждают британские журналисты из Лондона, где, конечно же, говорят «отцы работали» — это как «в чем мать родила» по-русски.

В этом утверждении правды столько же, сколько и в фильме. А именно: да, тоннель действительно рыли шахтеры, было опасно и жарко. На этом все.

«Я все это видел собственными глазами и утверждаю, что этого не было и не могло быть. Действительно, шахтеры не надевали спецодежду, но голыми под землю не лезли», — рассказал в интервью «Новой газете» знаменитый журналист Владимир Губарев, работавший после аварии в Чернобыле.

В репортаже корреспондентов Игнатьева и Одинца газеты «Правда» от 27 июня 1986 года «Сувенир из-под реактора» сообщается, что проходчики выкатывали тележки с грунтом в «мокрых от пота рубахах». Журналисты пообщались с горным мастером «Тулаугля» Борисом Карасевым, который проводил их в тоннель, и рассказал о работе.

«Всего по три часа в сутки работают здесь люди, но трудятся они с полным напряжением сил.

– Работа доставляет нам глубокое удовлетворение, – замечает проходчик Геннадий Небожин. – Чувствуешь, что участвуешь в очень нужном деле», — писали корреспонденты «Правды».

Министр угольной промышленности Украины Николай Сургай рассказал журналистам, что 136-мктровый тоннель роют 388 человек (154 горняка из Московского бассейна, 234 из Донбасса). Главная трудность заключалась в радиации, которая при начале работы достигала 3-4 рентген в час, а в забое уже устанавливалась «в допустимых нормах». Однако стоит признать, что эти слова подвергались сомнениям еще тогда.

Заместитель председателя Совета Министров СССР, руководитель правительственной комиссии Борис Щербина, veteranrosatom.ru

«Работы шахтеры вели круглосуточно в восемь смен. Каждая трудилась по три часа. Любой член бригады знал, что он должен сделать за это время. Все смены объединены в «вахту». Срок работы на станции каждой «вахты» – пятнадцать дней», — говорится в репортаже.

Об Одинце, кстати, в интервью вспомнил и Губарев:

«В воскресенье я опять приехал на работу, связался с Одинцом, нашим собкором, он сообщил, что в Чернобыль не пускают. А у меня уже была информация — из Швеции, «белый ТАСС». Там это дело засекли сразу. В понедельник я улетел», — рассказал он о том, как провел 27 и 28 апреля 1986 года. – «Помню, в первый раз, возвращаемся мы с Одинцом в Киев, остановились по дороге. Ночь, лес, луна. Мы достали бутылку водки, постелили газетку на багажнике редакционной «Волги» и сказали друг другу: это теперь на много лет».

Губарев считает, что в Чернобыле советские граждане сделали за полгода то, что не смогут сделать американцы и японцы в Фукусиме за 50-60 лет. Советскую систему осуждают, но в современном мире построить за такие сроки саркофаг, убедить шахтеров рыть тоннель, солдат послать на крышу – вряд ли это возможно.

Председатель Тульской областной организации инвалидов  Союза «Чернобыль» Владимир Наумов рассказывал, что шахтеры работали на энтузиазме, и даже друг у друга лопаты вырывали. В 1986 году ему было 30 лет, в Чернобыль тульские шахтеры прибыли спустя 18 дней после взрыва.

«Сроки нам поставили 3 месяца, мы сделали все менее, чем за месяц. Как работали в Чернобыле шахтеры, даже показывали другим — экскурсии организовывали. Лопаты друг у друга отбирали! Приходит смена, а им предыдущая говорит, мол, рано! Те, в свою очередь: «Нет, уже 2 минуты, как наша смена!» Энтузиазма было, хоть отбавляй. Ведь идеология в те времена была советская, воспитание другое. «Кто, если не мы?» – был такой известный лозунг», — рассказывал он. В 1986 году он работал горным мастером на шахте Никулинская «Тулаугля»

В нормальных условиях за три часа делают 80 сантиметров тоннеля. В Чернобыле за три часа горняки проходили по два метра. Из средств защиты, по его словам, были только «лепестки», которые снимали, так как при интенсивной работе маски быстро увлажнялись.

«Позвонили, сказали, что предлагают командировку в Чернобыль», — рассказывал проходчик шахты Никулинской «Тулаугля» Андрей Насонов в документальном фильме «Под реактором». – «Что и как – никто точно не знал».

«В глазах начальника, то есть, что и как он себе представлял, значит, надо выкопать какую-то яму», — рассказывал крепильщик шахты Новомосковская Николай Иванов. – «Вернее, не яму, а под реактором есть яма, и в момент аварии он должен был туда провалиться. Нам надо пробить ходок, подтолкнуть реактор, чтобы он туда упал ниже».

Министр угольной промышленности прибыл на шахту в Тулу 14 мая 1986 года. Он сказал, что «нужен труд шахтеров, срочно набирать добровольцев – именно добровольцев», по воспоминаниям Наумова. Закончилась ночная смена, пришла первая. Из горняков тут же собрали отряд в 150 человек, отвезли в аэропорт Домодедово. Перелет спецрейсом в Киев.

Мост смерти

скриншот

В фильме в ночь трагедии жители режимного города Припять вышли на улицу, любовались пожаром на ЧАЭС, а дети танцевали в радиоактивной пыли. Люди, как показали авторы фильма, наблюдали за километровым столбом света, исходящим от взорвавшегося реактора, с моста. На минуточку, при взрыве на АЭС в Припяти не было слышно хлопков, дома не трясло, и так далее. Припять – еще раз – режимный город улучшенной планировки, в котором жили, преимущественно, атомщики.

Атомщики, которые любовались пожаром на атомной электростанции, и тащили посмотреть на огонь маленьких детей. Ничего не смущает?

«Через несколько часов после взрыва некоторые жители Припяти собрались на железнодорожном мосту недалеко от города, чтобы лучше разглядеть разноцветный пожар. Дети показаны танцующими в отравленных пылевых отложениях, которые развевались по воздуху, как будто это был снег. Об этом написано в отчетах того времени. Сообщалось, что никто из людей, которые смотрели с моста, не выжил. Некоторые считают Мост Смерти городским мифом», — пишут британские журналисты.

«Горение действительно было необычное. Я находился рядом с ЧАЭС, в четырехстах метрах поэтому с первых же секунд, когда я услышал хлопок, потом другой, увидел как через несколько минут поднялось паровое облако. На станции сразу отключился свет, а потом включились генераторы. После этого из трубы начали вылетать какие-то шары с ореолом. А потом, через какие-то минут 5-7 посыпался пепел на голову — такой вонючий от кабелей», — рассказал украинским журналистам Алексей Москаленко, старший инспектор охраны горотдела МВД по Припяти.

Ликвидаторы

«Правда в том, что действительно немало людей наблюдало за пожаром, но в основном это делалось с балкона. Ложь в фильме заключается в том, что они смотрели на него с моста. Дело в том, что АЭС с него не было видно, там тогда росли высокие деревья. Обзор был куда лучше с любого дома и любой крыши».

«Авария произошло в 01:23 ночи. И вот 02:00 ночи показывают на экране, а режимный город живет. Дети танцуют на улице, взрослые водку наливают в алюминиевую кружку, столб дыма на станции наблюдают … Но тогда город спал! В 10:00 вечера — все по своим квартирам, в 11:00 — все окна в домах темные. Тогда так было, прежде всего в провинции. Понятно, что в фильме все гуляют на улице не случайно — чтобы показать количество людей, которые облучились. Но правда в том, что на Припять ночью 26 апреля облако не пошло… Уровень радиации в городе стал повышаться только утром», — рассказала журналистам украинского «Йода» Анна Королевская, заместитель директора по научной работе Национального музея «Чернобыль».

Три «водолаза» спасли мир

lenta.ru

Британские журналисты рассказали о «душераздирающей сцене», в которой трое мужчин добровольно вошли в реактор, чтобы предотвратить тепловой взрыв.

«Алексей Ананенко, Валерий Беспалов и начальник смены Борис Баранов были тремя настоящими добровольцами, которые успешно перемещались по радиоактивным водам в подвале», — пишут они.

кадр из фильма

Ковалевская консультировала сценаристов, но тем, что вышло в итоге, не очень-то довольна. В интервью она указывает на многие киноляпы. И раскрывает интересные подробности создания сериала. Например, Крейг Мазин, оказывается, изначально зацепился за историю трех человек, которые спасли мир. Взял он эту историю… из интернета.

«История из интернета, которую обычно накануне годовщины катастрофы репостят в Фейсбуке. «Герои, они спасли мир, слава им и вечный покой». Но они не умерли! Мазин написал письмо — я ему ответила, рассказала, что эта история является неправдивой», — рассказала она, и подчеркнула, что трое – не водолазы, а инженеры АЭС.

Королевская также рассказала о том, что если бы не «тоталитарная советская система», а частный бизнес, события в Чернобыле развивались иначе. Ковалевская напомнила о Фукусиме в этом ключе, и пояснила: если бы нужно было привезти свинец или песок, все поезда страны его бы везли в Чернобыль. Иначе катастрофу бы преодолеть не смогли бы.

Крейгу ужаса было мало

В сериале показан эпизод крушения вертолета над ЧАЭС, который лопастями задевает кран, и падает прямо в реактор. Режиссер Крейг объяснил, что просто захотел показать ужас, с которым столкнулись пилоты, которые тушили пожар песчаной смесью и скидывали свинцовые болванки для снижения температуры.

Британские журналисты обратили внимание, что катастрофа произошла спустя несколько месяцев после взрыва.

Королевская уточнила, что это произошло 2 октября 1986 года, когда закончились работы по расчистке кровли, практически построили «саркофаг». В этот день проходил митинг по поводу завершения работ.

26 апреля башенных кранов у ЧАЭС еще не было.

И быть не могло.

Анна Ковалевская, «Йод»

Королевская подчеркнула, что главная опасность этого сериала заключается в том, что он был заявлен как художественный, но из-за того, что имена героев настоящие – многие его воспринимают как документальный. Она просматривает сериал с карандашом и блокнотом, делает пометки.

Но дело – сделано. И зрителю американский режиссер, который не взялся за съемки ленты о Фукусиме или Хиросимы, показал то, что и хотел: Крейгу нужно было больше ужаса. Ну, а из-за реалистичности и так называемой «драматургии», опасное уже происходит. Запад снова рассказывает нам о том, как мы должны интерпретировать собственную историю. А журналисты из Лондона – всячески оправдывать фильм, который, может, и снят замечательно, и единственный в своем роде, но наполнен ложью. Еще раз. Чтобы ужаса побольше было.

 

 

 

 

 

 

Убивший сотрудника ОСБ патрульный не признал своей вины на допросе. Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Новости
Яндекс.Метрика