Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Рязань
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Великий Новгород
Архангельск
Ленинградская область
Петрозаводск
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Саратов
Казань
Ульяновск
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Хабаровск
Дом

Как научить ребёнка распоряжаться деньгами?

Как научить ребёнка распоряжаться деньгами?
Фото https://yandex.ru
Многие родители не пускают своих детей в финансовый мир – «им рано думать о деньгах», «вырастут – научатся считать», - рассуждают мамы и папы. Но, детям, которые умеют обращаться с денежными средствами, - гораздо проще справляться с финансовыми трудностями во взрослой жизни.

Исследования показывают, что люди, которые имели карманные деньги в детстве, становились более успешными во взрослой жизни.

Как говорить с детьми о деньгах, в каком возрасте нужно знакомить ребёнка с денежными средствами – об этом и другом расскажет психолог Анна Скавитина.

Во многих семьях о деньгах говорят редко. Очень часто это связано со стрессом, который был из – за нехватки финансов в прошлом. Если в доме денег много – это тоже своего рода стресс: так как необходимо их сберечь, вложить и так далее. Многие родители жалуются, что им неудобно говорить с детьми о финансах. Взрослые не понимают, как правильно построить диалог, потому что в детстве они не имели доступ к деньгам, и их никто не учил управлять финансами….из — за их отсутствия.

Сегодня многие понимают, что одной государственной пенсии будет мало для того, чтобы достойно встретить старость. Например, в Европе и Америке многие люди откладывают деньги заранее – за 10 лет до своего выхода на пенсию. В нашей стране такой подход практикуется достаточно редко – копить деньги заранее считается чем – то необычным.

Поиграем в магазин?

Сегодня денежные средства часто хранятся на пластиковых картах, и ребята видят, как родители оплачивают ими счета в торговом центре, магазинах, ресторанах и кафе. Детям часто непонятно, как происходит оплата за продукты – в супермаркете родители протянули «волшебную» картонку и пошли домой с продуктами. Понятие «увидеть сдачу» стало более абстрактным.

Задача родителей – показать ребёнку, как получается товарообмен и что можно купить в магазине.

Берите его с собой в супермаркеты, торговые центры и кафе. Показывайте ребёнку продукты, которые знакомы ему, пусть он найдёт их на полках, а затем вместе посчитайте деньги и расплатитесь ими на кассе.

Договоритесь с ребёнком о том, что он может выбрать в магазине что-нибудь для себя. На определённую сумму денежных средств. Напишите на листочке список предполагаемых покупок. Сделайте это вместе с ребёнком.

Не столь важно, что малыш пока не умеет считать, он легко научится этому, если вы скажете ему, что у товара есть ценник, и, если на бумажке написано две или три цифры, то вы это покупать не будете. Например, «Кофе в капсулах» — 450 р., «Моцарелла» — 500 р., «Сёмга (кг)» — 1000 р. И покупать не будете, не потому что нет денег, а потому что хотите приобрести что либо другое.

Откуда взрослые берут деньги?

Если ваш малыш начинает спрашивать про деньги, значит, он хочет узнать об этом больше. Обычно это происходит в возрасте от трёх лет. Здесь нужно рассказать, что у взрослых есть занятие, что они делают необходимые дела, и им дают за это деньги – могут прислать карту, или дать в руки. Ваш ребёнок должен знать, что банкомат — это не волшебная машинка, которая печатает купюры.

Расскажите о банке, что это большая копилка, в которой есть ваши средства, и новые купюры не придут, пока начальник не перечислит бумаги на счёт, и что необходимо эти деньги заработать. Таким образом, дети научатся понимать, что нельзя купить всё, что хочется, как по волшебству. Сейчас очень часто взрослые дают детям в школу не бутерброды, завёрнутые в пакет, а пластиковую карту. Финансовая грамотность – это то, чему нужно учить ребят с самого раннего возраста.

Как сформировать правильные финансовые привычки?

Сделайте для ребёнка подарок – купите ему красивую коробочку для хранения денег. Или три различные копилки, которые легко открыть детям. Это будут «вклады». Одна коробочка будет для текущих расходов или для быстрых покупок, которые приносят «радость» (сладости, печенье, шоколад, жвачки). Захотелось что – то купить – взял и быстренько потратил. Вторая ёмкость – для накопления на что -нибудь серьёзное. Например, давно хочется купить плеер. Третья коробка – это деньги, которые можно отдать тем, кто в них нуждается. То есть, деньги на добрые дела.

Как же туда попадают деньги?

Случайным образом. Например, бабушки и дедушки подарили деньги на какой – либо праздник. Ребёнку хочется всё потратить, но он может попробовать разложить купюры по коробочкам, и затем брать их из разных копилок.

Постоянные деньги – например, те средства, которые взрослые дают школьнику на карманные расходы. Это можно делать, когда ребёнок уже начал ходить в школу. Обычно в возрасте 6 – 7 лет появляется познавательная способность и возможность иногда тратить деньги. В это время нужно давать наличные небольшими «порциями» — и ребёнок должен потратить их на то, что хочет именно он. Так он легче освоит товарно – денежные правила на своём личном опыте.

Обязательно ли давать ребёнку карманные деньги? Нет. Если у маленького школьника пока нет такой потребности, то можно деньги пока не давать. Также, если наличные средства могут стать причиной ссоры или поводом для кражи, то давать их не нужно.

Надо ли постоянно контролировать расходы карманных средств? Если это делать часто, то малыш не научится управлять финансами и станет слишком зависим от взрослых. Сумма денежных средств должна быть незначительной, чтобы можно было её потерять или потратить немного на что-нибудь лишнее. Помните, что ваш ребёнок пока только учится управлять своими средствами. Также в семье должно быть правило – табу на покупки определённых продуктов, которые могут вызвать сыпь или приносят ущерб здоровью. Скажите об этом ребёнку прямо. Например, нельзя покупать много шоколада, цитрусовых, запрещено брать в киосках сигареты и так далее. Ели ваш ребёнок не будет слушаться старших, то тогда финансирование сократиться и родители будут считать финансы и контролировать расходы ребёнка. Об этом стоит сказать прямо.

Обсудим?

На семейном совете обсуждайте расходы за месяц, составляйте план следующих покупок и делайте это вместе с детьми. Многие из них даже не догадываются, что на них тратят много денег. Им кажется, что взрослые тратят всё на себя, поэтому дети могут втайне забрать у родителей несколько купюр.

Попробуйте нарисовать с ребёнком на бумаге цифры и наклейте в альбом картинки, или же сделайте доску с объявлениями о расходах в вашей семье:

Например, 30 000 рублей на отдых, 3000 рублей на интересную поездку, 2000 рублей на хозяйственные средства, 50 000 – на образование, 12 000 – на еду. Такой способ позволит детям и их родителям увидеть расходы и не потерять цели в повседневной жизни.

Можно также научить детей экономить свои сбережения. Например, если не потратить 2000 рублей на поездку в кинотеатр, а отложить их в копилку, то денежных купюр станет больше.

Разговоры о финансах должны быть тщательно продуманы. Родителям не стоит в присутствии маленьких детей говорить: «Мы не можем это купить», «У нас нет столько денег». Это может сделать ребёнка беспокойным. Но часто дети перестают верить родителям, потому что понимают, что взрослые говорят неправду. Например, мама могла купить вторую куклу за 500 рублей, но сказала, что «у неё нет денег» и купила три килограмма черешни. В данном случае лучше всего сказать, что «Я пришла в магазин, чтобы потратить деньги на другое». Если ребёнку хочется купить много гамбургеров, чипсов, жвачки, то нужно сказать: «Давай выберем вкусные продукты, которые принесут нам пользу!» Многим взрослым самим трудно сдержать себя от соблазнительных покупок, а детям ещё труднее быть более собранным в супермаркете или магазине.

Развивайте в детях математический склад ума: считайте вместе с ними копейки, складывайте их в рубли, показывайте бумажные деньги. Играйте в магазинчик. И тогда ребёнок начнёт понимать счёт и цену за товар: например, фломастеры стоят 200 рублей, мячик – 500. Показывайте на те предметы, которые есть в доме и говорите, сколько они стоят. Нарисуйте бумажные деньги или покажите реальные. Объясните, что на них можно купить и что можно сделать выбор. Эта отличная игра учит тому, что ребёнок может купить в магазине не всё – например, только конфеты или игрушку.

В магазине можно сказать детям следующее: «Мы не обсуждали дома, что будем покупать машинку (куклу, платье, торт, огромного медведя… и так далее). Но ты можешь включить эту вещь в список пожеланий на день рождения. Это поможет отложить покупку на более позднее время и запланировать свои расходы.

Вклады и инвестиции

Помните, про три копилки, в которые дети должны складывать деньги? Данная игра учит ребят копить финансы на будущее. Если в коробочке «деньги на потом» будет много средств, вы сможете открыть с ребёнком настоящий счёт в банке под проценты. Или научить основам инвестирования: давать деньги родителям под проценты. Также можно показать, что такое кредит. Взять любую вещь и наглядно продемонстрировать, что её можно взять в долг.

Данный способ не создаёт товарно – денежные отношения со старшими. Этот игровой процесс учит читать маленькие буквы в банковских документах, и рассчитывать свои сбережения во взрослой жизни. Когда маленькие школьники подсчитали, сколько они заплатят за квартиру, которую можно взять в ипотеку, и выяснили, сколько времени нужно работать, чтобы эту квартиру купить, то большинство решило, что ипотеку пока оформлять не стоит.

Многие банки сегодня выпускают детские кредитные карты. Они привязаны ко взрослым счетам, и имеют ограничения на растраты в месяц. Когда школьники оплачивают покупки «пластиком», то быстрее понимают, как правильно расходовать электронные деньги.

Когда дети начинают подрастать, то они вполне могут подработать законным способом.

Многие родители спрашивают, можно ли платить детям за помощь по дому? Если ребята выполняют обычные обязанности по дому (помыть посуду, убрать в комнате) – то нет. А, если речь идёт о том, что нужно нанять работника для готовки обеда и ужина, то да. Данную работу сможет сделать любой школьник. Например, в одной семье не было времени на приготовление пищи и походы по магазинам. И их 14 – летний сын сказал, что может сам справится с этим без повара. Он будет готовить еду только за более низкую плату. Родители согласились, и подросток готовил еду на протяжении нескольких лет.

Отличная идея – писать на бумаге списки, где будет указано по пунктам, как подросток сможет добыть деньги. Если у вашего ребёнка появляются идеи, как заработать деньги, то лучше всего обсудить это с родителями.

По результатам исследований, многие дети хотят знать о деньгах всё. В доме, где растёт мальчик, вопрос о деньгах обсуждают гораздо чаще. Но девочек учить правильно обращаться с картами, счетами, наличными средствами тоже нужно. Данные игры и занятия научат подростков и маленьких детей обращаться с финансами и распределять свои ресурсы грамотно.

Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Дзен
Яндекс.Метрика