Ваш город...
Владивосток
Благовещенск
Хабаровск
Технологии

Исследование Вселенной в рентгеновском диапазоне: «Спектр-РГ» готовится к выводу на орбиту

Фото пресс-служба «Росатома»
За звёздами будут одновременно наблюдать семь оптических модулей

Орбитальная астрофизическая обсерватория «Спектр-Рентген-Гамма» готовится к запуску на орбиту. Об этом в пятницу, 1 марта, информирует пресс-служба «Росатома».

На космодром Байконур доставили блоки ракеты-носителя «Протон-М», головной обтекатель и разгонный блок. По данным открытых источников, вывод обсерватории в космос ожидается уже в июне.

Это совместный российско-германский проект. С его помощью эксперты намерены изучить Вселенную в рентгеновском диапазоне длин волн. Обсерватория «Спектр-РГ» включает в себя два телескопа: ART-XC, созданный РФЯЦ-ВНИИЭФ совместно с Институтом космических исследований РАН, а также eRosita, изготовленный Институтом внеземной физики общества имени Макса Планка (Германия).

«В отличие от запускавшихся ранее зарубежных рентгеновских телескопов, телескоп ART-XC способен работать в «жестком» диапазоне энергий — 6-30 кэВ, в то время как дополняющий его eROSITA рассчитан на более «мягкий» диапазон — 0,3-10 кэВ. Такая широта охвата позволит обсерватории выявить не обнаруженные ранее астрофизические объекты», — пояснил генеральный конструктор по лазерным системам – заместитель директора РФЯЦ-ВНИИЭФ по лазерно-физическому направлению академика РАН Сергей Гаранин.

Специалистами РФЯЦ-ВНИИЭФ была создана специально для «Спектр-РГ» технология изготовления рентгеновской металлооптики. Они добились того, что величина микронеровностей на отражающей поверхности зеркал телескопа не превышает 1 нм. В качестве сравнения – толщина человеческого волоса составляет примерно 70000 нм, а диаметр атома водорода около 0,1 нм.

За звёздами будут одновременно наблюдать семь оптических модулей. В каждом из них 28 тонкостенных зеркальных оболочек, вставленных друг в друга. Ученым удалось повысить чувствительность аппарата в 40 раз.

По итогам миссии «Спектра-РГ» будет создана «карта» видимой Вселенной. Исследователи намерены изучить крупные скопления галактик и чёрные дыры. Этого возможно достичь благодаря рентгеновскому излучению, которое распространяется значительно дальше волн оптического диапазона. Иными словами, ученые смогут заглянуть за границы наблюдаемой Вселенной и понять, что происходило с галактиками в прошлом.

Рязанский итальянец Мауро Бернарди привез книги на родном языке. Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Новости