Печатать
19 Апреля 201613:24

Ульяновск стремится сделать свой турпродукт международным

Юлия Скоромолова

Ульяновск стремится сделать свой турпродукт международным
148 0 0
Почти через год, в ноябре 2017 года, Россия будет отмечать 100-летие Великой октябрьской революции.100-летие со дня создания СССР в 2022 году тоже планируется отметить с размахом. К этим датам приурочена реализация двух крупных проектов: «Музея СССР» в Ульяновске и «Красного маршрута», частью которого тоже является Ульяновск как родина Ильича. Об их реализации рассказала директор Агентства по туризму Ульяновской области Юлия Скоромолова.

- Когда мы увидим в действии проект «Музей СССР»?

- Идея создания «Музея СССР» возникла достаточно давно, в 2006-2008 годах, но тогда общество видимо было не готово к реализации проекта, к восстановлению наследия, и идея «утонула» в различных обсуждениях, конференциях. Но она вновь воскресла на одном из культурных форумов в 2012 году. Её поддержали Председатель Совета Федерации (СФ) Валентина Матвиенко, которая приезжала в регион, и министр культуры РФ Владимир Мединский. Тогда было принято решение всё-таки этот проект реализовать. Все согласились, что это своевременно, потому что не за горами 2017-й год и 2022-й год.
Поясню, «Музей СССР» подразумевает создание целого культурно-туристского кластера, то есть это не одно здание, ни один объект, а объединение территорий определённой тематикой. В нашем случае в кластер входит не только центральная часть города, но и въездные ворота в город, ведь это первое, с чем сталкивается турист. Учитывается инфраструктура: транспортная, гостиничная, объекты питания. Входит территория и некоторых пригородных районов, так как любой туристский продукт включает определённую рекреационную часть. Не сомневаюсь, что приехав в Ульяновск посмотреть на объекты, связанные с Лениным, туристам также захочется искупаться в Волге, позагорать на пляже, полюбоваться видами природы, что могут предоставить районы, граничащие с Ульяновском.
Понятно, что проект масштабен, поэтому даже подготовка заявки в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма Российской Федерации 2013-2018 годов» потребовала несколько лет. Заявку мы в итоге подготовили. Она была подана в 2015 году, и в конце того же года мы получили одобрение. Наш проект занял второе место среди достаточно большого количества проектов из разных регионов.
Заявка была рассчитана на 5,2 млрд рублей. Но по программе ФЦП выделяется лишь часть средств, на которую регионы должны привлечь частные инвестиции. Таким образом, нам было одобрено 1 млрд 300 млн рублей, а остальную часть мы должны привлечь в виде инвестиций. Мы сейчас активно работаем с инвесторами, с концепцией культурно-туристского кластера «Музей СССР» для того, чтобы выстроить систему государственно-частного партнёрства, то есть систему взаимодействия с инвесторами в рамках данного проекта. Первое финансирование по проекту ожидается в конце 2016 года. Основная часть средств поступит в 2017-2018 годах. Проект как видите краткосрочный, нам нужно сработать очень эффективно.
- Как будет задействован Ленинский мемориал в этом проекте?
- Ленинский мемориал в рамках «Музея СССР» - один из основных объектов показа туристам. Этот объект строился к 100-летию со дня рождения Ленина - основателя Советского государства. Музей Ленинского мемориала мы хотим оживить, сделать его интерактивным, обновить экспозиционное оборудование. Также планируем восстановить уникальный парк Дружбы народов, который в общем-то был частью того первого кластера, построенного в 70-е годы прошлого столетия к юбилею Ильича и был тесно связан по тематике с Ленинским мемориалом. Там были своеобразные презентации всех республик СССР, возведённые руками их представителей. Некоторые диаспоры до сих пор поддерживают свои площадки. Но сейчас парк, можно сказать, умер. В прошлом году его пытался реанимировать Фонд «Ульяновск – культурная столица»: провели мероприятии по очистке территории, организовали интерактивные и концертные площадки, после чего туда пошёл народ. Но, по словам старожил, когда-то парк был просто Меккой для молодёжи. На полную мощность «Музей СССР» должен заработать к 2022 году.
- Сейчас много говорят о развитии «красного» туризма в России и в частности проекта «Красный маршрут», разработанного для китайских туристов, куда, кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, вошёл Ульяновск. Как идёт его реализация?
- Идея создания «Красного маршрута» возникла тоже в 2012 году, когда обсуждалась целевая аудитория «Музея СССР». Тогда был сделан вывод, что помимо российских граждан этот продукт может быть предложен жителям Китайской народной республики. Им интересно всё, что связано с советским народом и всё, что связано в первую очередь с образованием Советского союза и с личностью его основателя Владимира Ильича Ленина. Но опять же пока «Музея СССР» нет, а уже существуют объекты интересные для показа китайским туристам, то было решено создать межрегиональный продукт. Мы понимаем, что из Пекина китайские туристы не полетят только лишь ради Ульяновска. Поэтому нам необходимо было объединить города, которые уже сейчас активно посещают китайские туристы. Это, конечно, Москва и Санкт-Петербург. Два года шла подготовка данного проекта. К нам неоднократно приезжали делегации из Поднебесной, которым этот проект представляли. В результате мы получили его одобрение со стороны руководство Китайской народной республики. Впервые коммерческие туристы по этому проекту приехали в 2015 году.
Сейчас прорабатываем разные варианты этого продукта. Первоначально он был ориентирован на 10-дневное пребывание. Но не все туристы из КНР готовы так долго находиться на территории России. Соответственно мы сейчас готовим 7-ми и 8-мидневные туры по маршруту «Москва-Ульяновск-Казань-Санкт-Петербург». Сегодня я представила продукт для вьетнамских туристов, которым наш проект показался очень интересным. И мы уже подготовили материалы на вьетнамском языке, в дальнейшем с «Красным маршрутом» планируем выходить и на эту страну.
Мы знаем, что большой интерес к личности Ленина и вообще к Советскому союзу, как мощнейшему государству, проявляют туристы из Европы.
- Какие страны Европы заинтересовал «Красный маршрут»?
- Из Германии всегда к нам приезжали самые крупные туристические группы. Они не восхищаются или поклоняются личности Ленина. Просто там интерес к нему не угасает. Несомненно, Ленин - это наш заглавный бренд. Но то, что Ленин родился в Ульяновске, знают не все, и иностранцы очень удивляются, что об этом не известно во всём мире. Поэтому мы хотим это знание донести до мировой общественности. В настоящий момент готовим продукт «Красный маршрут» для европейских туристов. Кстати, я разговаривала на выставке «Интурмаркет» с руководителем офиса «Visit Russia» в Италии, которая сообщила, что коммунистическая партия Италии является самой крупной коммунистической в Европе. И к ним часто заходят туристы, которые интересуются, как можно съездить в Россию, чтобы посмотреть места, связанные с жизнью Ленина. Недавно приезжала делегация из Белоруссии, которая была частью Советского союза, и они тоже интересовались проектом «Красный маршрут». Мы подготовили также проект «Красный маршрут - патриотический» для нашего внутреннего туриста. В рамках патриотического воспитания этот продукт будет очень полезен для школьников, которые живут в Сибири или даже в соседних регионах. Благодаря этому маршруту они узнали бы детали того, как создавался Советский Союз, что предшествовало революции 1917 года, кто вершил судьбы людей. На данный момент мы взаимодействуем с туроператорами внутреннего туризма по продвижению этого продукта. Конечно, реагируем на их пожелания и корректировки.
-Китайцы уже едут по «Красному маршруту»?
- Не раз слышала претензии: «Где же ваши миллион китайцев, о которых вы заявляли?». В прошлом году по данным Ростуризма на территорию России въехало 1 млн 117 тысяч китайцев, большая часть из низ бизнес-туристы. Остаётся полмиллиона тех, кто приехал в нашу страну с единственной целью – потребление туристского продукта. Это капля в море, учитывая что в прошлом году из Китая выехало 124 млн туристов. То есть мы привлекли в Россию меньше 1% китайских туристов. Поэтому наша страна сейчас в этом направлении активно работает.
В прошлом году мы у себя в регионе приняли по разным программам не больше тысячи китайцев. По «Красному маршруту» приехало в Ульяновск несколько сотен. Начало хорошее, если учесть, что в регионы китайцы вообще не едут, чтобы потреблять культурный турпродукт. Они останавливаются в Москве, Санкт-Петербурге и ещё едут в Иркутск, на Байкал. В данном случае я говорю о культурных туристах.
Совсем скоро Ульяновская область будет участвовать в туристической выставке Beijing International Tourism Expo, которая проходит в Пекине 19-21 мая. Там мы выставляемся на едином стенде России и нам ещё выделен один из трёх тематических стендов, два других будут посвящены продуктам Москвы и Санкт-Петербурга. И там мы планируем представлять Ульяновск как родину Ленина и часть «Красного маршрута».
- А китайцам вообще интересна тема «Красного маршрута»?
- Когда турпродукт разрабатывался, он был нацелен на возрастную категорию китайцев старше 50 лет, которые в своё время прониклись идеями коммунизма. Но как показала практика, к нам в Ульяновск приезжали граждане Китайской народной республики не только старшего поколения. Они, конечно, со слезами на глазах принимались в пионеры. Но были и семейные туристы, которые активно фотографировали своих детей на фоне памятников, экспонатов, связанных с Лениным. Также приезжали молодые люди: кто парами, кто группами, которые активно делали селфи. Получается, что «Красный маршрут» интересен разновозрастным туристам.
- Сами китайские туристы делают какие-то запросы, может, их что-то не устраивает?
- Прежде чем привезли сюда туристов из Поднебесной, мы проделали двухлетнюю работу, взаимодействуя с туроператорами. То есть каждая фраза, каждый блок программы был выверен с китайскими представителями. Они бы не поехали просто так, не зная, что они будут смотреть и где отдыхать. Учитывалось всё, вплоть до времени потраченного на том или ином объекте. Также согласовывали меню по каждому блюду, посещение, простите, туалетов, торговые точки, где они смогли бы купить сувенирную продукцию. Подготовка туристского продукта – на самом деле очень тяжёлая работа и она занимает много времени. Особенно подготовка продукта для китайского туриста.
- В чём состояла самая главная сложность при подготовке «Красного маршрута»?
- Сложно было найти гида с хорошим знанием китайского языка. На сегодня у нас есть один русскоязычный гид с профильным образованием, который хорошо переводит с китайского языка. Пока нам его хватает. Но параллельно мы ведём переговоры с другими гидами и обучаем их, потому что понимаем, что если будут потоки туристов, мы не обойдёмся одним гидом.
Во время подготовки маршрута мы поняли, что нужно готовить переводчиков именно по данному маршруту. Когда только запускали проект, были казусы: гид иногда неправильно переводил, смысл слов менялся и китайцы смеялись. Поэтому сейчас, если переводчиком выступает гражданин КНР, мы с ним проходим по каждому объекту маршрута и проговариваем текст, чтобы он понимал, о чём говорит. Но мы, конечно, ориентируемся на русскоязычных гидов.
- Правда ли что китайский туризм в России полностью контролируется самими же китайцами?
- Сказать, что полностью контролируется, нельзя. Но это имеет место, и является проблемой для многих туроператоров, которые работают в сфере въездного туризма. К нам в Ульяновск тоже приезжают представители китайских туроператоров, которые отлично говорят на русском языке и напрямую заключают договора с гостиницами, с музеями. Составить свой тур они не сочтут за сложность. Но нам это не мешает. На данном этапе мы будем рады любому туроператору, который привезёт к нам китайских туристов. Правда, свою часть рынка мы будем стараться отстаивать.
- В Ульяновске много туроператоров, которые работают с китайскими туристами?
- В Ульяновской области всего шесть туроператоров, которые имеют право составлять продукты и отвечают за него и приём туристов, то есть несут финансовую ответственность.
- Нужны ли совместные российско-китайские туристические компании?
- Чтобы к нам приезжали миллионы китайцев, надо создать для этого все условия. Но пока нет механизмов, по которым они бы приехали комфортно и легко. Соответственно, Ростуризм прорабатывает сейчас возможности создания совместных туристических компаний. Мы тоже стремимся сделать продукт международным, то есть он будет начинаться в Пекине с осмотров объектов «красного туризма» и заканчиваться в России с осмотра объектов тоже «красного туризма», но связанного уже с нашими российскими деятелями. Такой продукт потребует совместного участия двух государств, то есть в данном случае необходим российско-китайский туроператор. Это будет очень перспективный продукт. И мы над ним работаем. Для этого я планирую подписать договор с компанией «Интурист». Именно поэтому я проводила переговоры с руководителем национального туристского офиса «Visit Russia» в Пекине, который тоже готов предложить нам туроператоров, готовых работать в России. И у нас уже есть определённый банк партнёров, с которыми мы уже можем работать совместно.
- Сколько планируете принять китайцев в этом году?
- Первую группу в этом сезоне, которая приезжает по «Красному маршруту», мы ждём в апреле. Они останутся на два дня в Ульяновске и даже пожелали посадить вишнёвое дерево в саду Дома-музея В.И. Ленина, таким образом увековечить своё пребывание на территории России. Планируем, что в этом году по «Красному маршруту» в Ульяновск приедет не меньше тысячи китайских туристов.

Другие интервью

02 Декабря 2016
Риск возрождения нацизма есть в Польше, Прибалтике и на Украине Риск возрождения нацизма есть в Польше, Прибалтике и на Украине
27 Ноября 2016
Кому-то очень хочется нарисовать картину лапотной Руси Кому-то очень хочется нарисовать картину лапотной Руси
01 Ноября 2016
Правительство должно быть максимально компактным и профессиональным Правительство должно быть максимально компактным и профессиональным
Все интервью

Комментарии (0)

Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе