Печатать
30 Июня 201712:01

Служить бы рад

Григорий Гусаров

Служить бы рад
94 1 0
Как живут казачьи объединения в неказачьей Удмуртии

В конце мая 2017 года казаки Верхнекамского отдельного казачьего округа, что в Удмуртии, выбрали нового атамана. Им стал войсковой старшина Григорий Гусаров. Корреспондент ИА «SM-News» встретилась с атаманом и узнала, как живется казакам в Удмуртии.

- Григорий Николаевич, когда-то, в 18-19 веках, казаки прибывали в Удмуртию для несения службы - охраны военных заводов. Что сейчас представляет из себя казачья община в республике?

- Ну, в  целом характеристика казачьей общины в Удмуртии типична для мест нетрадиционного казачьего проживания. Наш Верхнекамский казачий округ входит в состав Волжского казачьего войска, штаб которого находится в Самаре.

Мы относим себя к реестровым казакам, то есть тем, кто осознанно принял решение взять на себя обязательства по несению государственной службы. Но в Удмуртии есть и так называемые "вольные" казаки, общественники. Если считать с семьями и детьми, казачья община в республике составляет более 2 тысяч человек. Многие, хоть и имеют казачьи корни, в жизни общины не участвуют. 

Современное казачество в основном живет вдоль Камы и в крупных городах Удмуртии. Сильная казачья община в поселке Кез, сейчас они регистрируются и вносятся в реестр как хутор Северный.

Если же говорить об истории, то как таковое наше казачье общество сложилось в 1991 году как землячество. В республике тогда было много людей из традиционных казачьих регионов -  с Кубани, Дона, Терека, которые считали себя потомками казаков. Мы зарегистрировались, вошли в реестр.


У казаков есть такая поговорка: «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть». К сожалению, приходится констатировать, что настоящих, родовых казаков в нашем регионе осталось всего процентов 20%. Остальные - это так называемые приписные казаки - люди, которые сочувствуют идеям и ценностям казачества и хотят быть частью нашего сообщества. По российским законам, мы не можем им отказать, принимаем всех. Для них устанавливается испытательный срок продолжительностью в год. Но, по нашим законам, только внуки этих людей смогут считаться казаками.

- То есть казаком может стать каждый?

- Российское законодательство этого не запрещает. Юридически сейчас казачьи общества - это некоммерческие организации, основать которую может любой гражданин. Вот мы с вами соберемся, позовем третьего - и можем казачье общество создать. И любой человек, который поддерживает идею возрождения казачьей культуры, традиций, может придти и вступить в это общество. Но насколько «форма» при этом будет соответствовать «содержанию»?

Кто такие казаки? Это сложная этно-социально-культурная общность, изначально очень разнородная. Когда-то, в царской России, казаки были сословием, как дворяне или мещане. Сейчас все границы этого определения очень размыты. К нам, например, иногда приходят люди, которые о казачестве судят по информации в интернете, прочитанным книгам или просмотренным фильмам.

- В 2005 году в России был принят закон «О государственной службе российского казачества». Как он реализуется в Удмуртии?

-  К сожалению, приходится констатировать, что неудовлетворительно. В ожидании того, что закон действительно заработает на территории республики, прошло уже больше десятка лет. В регионах традиционного казачьего проживания, где представители казачества присутствуют в местных органах власти, он может и работает. У нас же не имеет никакого законодательного и финансового подкрепления на местном уровне.

Вообще, реестр казачьих обществ создавался именно с целью поместить казаков в какие-то правовые рамки, чтобы контролировать их. Потому что, что греха таить, военизированные объединения, да еще с такой историей, всегда находились под особым вниманием государства. Казакам было предложено нести госслужбу, которая заключается в природоохранной деятельности, охране общественного порядка, военной и правоохранительной службе, работе с призывной молодежью, работе по патриотическому воспитанию, по воинскому учету, в сфере предупреждения и ликвидации последствий ЧС, подготовке офицеров в запасе. Тогда многие казаки восприняли закон с оптимизмом и радостью - все хотели послужить стране.

Подразумевалось, что основа несения казачьей службы - это заключение договоров на какой-то возмездной основе. К сожалению, этого не происходит, потому что найти финансирование на региональном или муниципальном уровне еще и на казачью службу в нынешней экономической ситуации очень сложно.

Конечно, мы готовы помогать властям на добровольной основе, и регулярно это делаем. Нам говорят спасибо, мы удовлетворены морально, но и все на этом. Таким образом, идеи, вложенные в закон о службе российского казачества, компрометируются. Само понятие «службы государевой» подразумевает между сторонами, при выполнении обязательств взамен на верность, обоюдную выгоду, а ее нет. И мы теряем людей из-за этого. Многие устают ждать, пока ситуация изменится.

- Этой весной в Удмуртии сменился руководитель региона. Удалось ли вам уже встретиться с Александром Бречаловым? Возлагаете ли вы на него надежды по поддержке казачества республики?

- С Александром Бречаловым мы пока встречались только один раз - вместе с другими НКО. Пока он нам непонятен. Видно, что он еще не устал от политики, занимается всем, как говорится, в охотку. Это хорошо, у него не зашорен взгляд, он  может посмотреть на какие-то вещи совсем с другой стороны.

Конечно, у Удмуртии сейчас достаточно сложных вопросов и актуальных проблем - медицина, жилье. Тем не менее, мы рассчитываем на то, что и до нашего вопроса у него когда-нибудь дойдут руки.

- А сами казаки готовы предложить какие-то проекты?

- Конечно. Например, мы много лет занимаемся проектами по патриотическому воспитанию молодежи. Каждый год  в разных районах Удмуртии работает детский казачий летний лагерь «России верные сыны», куда ежегодно ездит около 90 человек, в том числе дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Ребята изучают различные виды военно-спортивной подготовки, в том числе есть и конная, парусная подготовка, ориентирование на местности, обращение с оружием.


Мы поддерживаем и школьное кадетское образование - в казачьих кадетских классах учатся 86 кадетов по программе, разработанной педагогами школ совместно с Верхнекамским отдельным казачьим округом при участии Ижевской и Удмуртской Епархией Русской Православной Церкви. К сожалению, реалии жизни сегодня таковы, что не все выпускники этих классов становятся казаками. Но уж такова современная жизнь.

-  И все-таки, какой он - современный казак?

-  Такой же, как и все остальные люди. Сейчас в представлении людей сложился такой стереотип, что казак - это некая личность в папахе, на коне, с гармошкой или с нагайкой. Но это только внешняя форма, которую часто воспринимают неправильно. Мы такие же как все, живем в этой же стране. Среди нас такое же количество людей, которые относятся к различным вещам по-разному, как и в остальном обществе. Среди нас есть представители разных национальностей - удмурты, русские, татары. Здесь, в Удмуртии, на неказачьей земле, казаками становятся именно социально активные люди, которые хотят себя реализовать, у которых свое понятие патриотизма.

Именно патриотизм - это основная опора казака. В это слово сейчас так много вкладывают разного. Я придерживаюсь такого мнения, что патриотизм - это максимальная лояльность действующему правительству. Мы вольны избирать власть, но после того, как сделан выбор, и власть сформирована - нужно делать все, чтобы эта выбранная нами власть работала максимально эффективно. Любовь к Родине для казака значит - делай что-то для своей страны, и будет, что должно быть.

Кроме того, должен быть духовный и моральный стержень в душе. Это не обязательно религия, мы никого силой не загоняем в церковь, вообще казачество достаточно терпимо в части религии. И третий принцип современного казака - это понимание того, что ты должен что-то оставить на этой земле, добрую память о себе.

Если сложить все вместе, получится человек, который гармонично живет и в своей стране, и со своими земляками. Это и есть современный казак.

 

 

 

 

Другие интервью

16 Июля 2018
От «Похищения Европы» до возвращения к истокам От «Похищения Европы» до возвращения к истокам
13 Июля 2018
В Еврейской автономной области готовятся к переизданию «Красной книги» региона В Еврейской автономной области готовятся к переизданию «Красной книги» региона
10 Июля 2018
Иногда поражения бывают выгоднее украинской власти, чем победы Иногда поражения бывают выгоднее украинской власти, чем победы
Все интервью

Комментарии (0)

Опрос

Какую оценку Вы поставите России за проведение чемпионата мира по футболу 2018?

Пятерку
70
Четверку
14
Тройку
7
"А..энна братан"
9

Всего ответов: 1223

Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе

SM-News in English
Яндекс.Метрика