Печатать
28 Марта 201720:27

Прототипом Остапа Бендера стал одесский челябинец Осип Шор

Екатерина Колбышева

Прототипом Остапа Бендера стал одесский челябинец Осип Шор
50 2 0
Чтобы сделать жизнь в родном городе и родной стране лучше, несколько челябинцев не стояли с пикетами и плакатами под окнами местной администрации. Они сделали по-другому: объединились и создали «Зеленый театр» – проект, не имеющий аналогов в России. «Зеленым» он называется и потому, что связан с экологическими инициативами, и потому что практически все участники пока еще «зеленые» в смысле актерского мастерства. Впрочем, первый же их «блин» по мотивам известнейшего произведения «12 стульев» не оказался комом: спектакль прошел на «ура» при полном аншлаге.

Успех обеспечивает одно необычное обстоятельство: зрители знают, что «Зеленый театр» потратит вырученные от спектаклей деньги на обустройство нового сквера в самом сердце города. По задумке организаторов, этот сквер – лишь начало новой эпохи в жизни родного города. Секреты беспрецедентного проекта в эксклюзивном интервью для ИА «SM-News» раскрывает одна из тех, кто стоял у истоков «Зеленого театра» – соорганизатор проекта Екатерина Колбышева.
- Почему одной из главных целей «Зеленого» театра оказалось привлечение внимания к теме экологии?

– Предыдущие известные в Челябинске проекты, связанные со сценой, были посвящены в основном непосредственно благотворительности: деньги, собранные со спектакля, адресовались детям с различными онкозаболеваниями. А поскольку нынешний год в России объявлен «Годом экологии», то можно сказать, что идея с предназначением последнего спектакля у нашей команды появилась естественным образом. Этот крупный проект возглавил Илья Коломейский, человек с театральным и менеджерским опытом.

- Действительно ли это поможет улучшить экологическую обстановку? Тема озеленения Челябинска настолько актуальна для всех, кто здесь живет?

– Для большинства челябинцев это одна из самых крупных проблем, с которыми приходится сталкиваться ежедневно. И люди преклонного возраста, и молодые мамы с колясками, и все те, кто мучается с приступами астмы или аллергии, прекрасно поймут, о чем речь. Последние годы деревья в Челябинске вырубались нещадно, где-то целями аллеями и скверами – и все это ради очередной новостройки или расширения дорог. Да, действительно, с дорожными заторами у нас стало полегче – зато теперь с чистым воздухом, мягко говоря, явная нехватка.

Экологи правы: ситуацию давно нужно исправлять, искореняя не столько последствия, сколько саму причину. Деревья и растения, дающие кислород, не случайно же называют «легкими» планеты. Думаю, что для Челябинска с его известной промышленной «репутацией» – тем более для живущих здесь людей – наш опыт принесет положительные плоды.

- Премьера прошла – и по всем отзывам, удачно. Настал момент для конкретики. С чего и где собираетесь начать реализацию проекта?

– Охотно. Мы планируем озеленить небольшой сквер на Площади имени павших революционеров. Это территория Центрального района. Предварительный диалог с властями выстроить получилось. Необходимые средства мы собрали: это более миллиона рублей. Говорить о том, каких усилий нам это стоило можно бесконечно долго. Но для непрофессиональных актеров, принявших участие в спектакле, с первой попытки достичь подобного результата – успех несомненный.

Какие суммы будут потрачены, и на что конкретно пойдут финансы, мы обязательно расскажем, отчитаемся перед городом и его жителями. У «Зеленого театра» есть свой фонд, есть и свой сайт, с помощью которого мы информируем обо всем, что происходит. В проекте участвуют известные люди города, для которых понятия о любви к родному краю, об ответственности и важности держать слово далеко не пустой звук. Здесь родились многие из нас, здесь растут наши дети – а у кого-то уже и внуки. Так что всем нам есть ради чего продолжать дело.

- Поговорим о театре. «12 стульев» Ильфа и Петрова называют достаточно сложным произведением для постановок. К тому же, по мотивам произведения были сняты уже две блестящие экранизации. Чем уникальная ваша постановка, чем вы рассчитываете удивлять зрителей?

– Наверное, команде организаторов немного помог предыдущий опыт. Он не такой большой – число спектаклей пока невелико, но определенную уверенность, ощущение фундамента под ногами это создавало. Своеобразную «прививку театром» нам сделал челябинский режиссер Павел Каштанов, за что ему и талантливой Марии Петровой огромное спасибо. Наша версия «12 стульев» оказалась уникальной по многим вещам. Начиная с участников, которые откликнулись на нашу инициативу и стойко переносили весьма интенсивный график репетиций.

Хочу еще раз подчеркнуть, что профессиональным актерским образованием никто из нас похвастаться не может – кроме режиссера Олега Хапова и нескольких исполнителей главных ролей, уже имеющих за плечами опыт выхода на подмостки. При этом зрители, читавшие посвященный спектаклю буклет, наверняка обратили внимание на состав участников: в большинстве это известные в городе люди, которые назначены на порой высокие официальные должности, занимаются общественной деятельностью или собственным бизнесом.

Совмещать работу с театральными подмостками, сталкиваясь при этом с проблемой нехватки и без того драгоценного времени – это дорогого стоит. Но гораздо более ценным мы считаем то благородство душевного порыва и ту самоотдачу, которую люди продемонстрировали в желании быть причастными к жизни города, в стремлении сделать пусть свой небольшой, но искренний вклад в решение чувствительных для Челябинска проблем. И за это всему нашему коллективу низкий поклон.

- Известно, что в процессе подготовки к спектаклю обращались за помощью к ученым. Говорят, что челябинские архивисты нашли интересные исторические документы. Правда ли, что прототипом Остапа Бендера был реальный человек, который некоторое время жил и работал в Челябинске?

– Честно говоря, для нас самих это стало неожиданностью, но факт есть факт. В начале тридцатых годов в Челябинске жил и работал один харизматичный уроженец Одессы, звали его Осип Шор. Считается, что стать прототипом «книжного» героя Осипу удалось благодаря его брату, который был поэтом и имел знакомства в литературных кругах. Тогда, скорее всего, никто и предположить не мог, что примеры из жизни одессита, который волею судьбы оказался в Челябинске, лягут в основу истории с бессмертной славой.

- Напоследок невозможно не задать вопрос о том, готовы ли в «Зеленом театре» поделиться дальнейшими планами…

– Планы просты и понятны: работать, засучив рукава. Долго и упорно. Учитывая, сколько зеленых и уютных уголков могли бы спасти и украсить Челябинск, «занятость» мы себе «обеспечили» на годы вперед. Мы не ориентировались на какие-то уже существующие идеи и проекты, мы решили начать с нуля – а для этого сначала заручиться средствами, чтобы иметь представление о дальнейших реальных шагах. Опять же, недостаточно просто высадить деревья – за ними нужно присматривать и ухаживать. Чтобы вырастить аллею, нужны годы. Так что выходит без вариантов: мы здесь появились – и мы здесь остаемся. Надеюсь, в этом мы не будем одиноки.

О каких-то далеких перспективах говорить рановато. Не исключено, что высадка деревьев станет лишь частью чего-то большего – но мы предпочитаем не витать в облаках. Безусловно, во всех наших начинаниях мы ожидаем поддержки горожан. Сейчас важна любая помощь, и не только финансовая: участие волонтеров, экспертов, просто неравнодушных людей. Главное, чтобы окружающие понимали: это не «одноразовая акция» и не метод «пиара» на популярной злободневной теме. Мы создали этот проект всерьез и надолго.

Другие интервью

вчера
Мы пробуем наладить торговые связи между ДНР, ЛНР и Россией Мы пробуем наладить торговые связи между ДНР, ЛНР и Россией
20 Апреля 2017
Я буду настаивать на другой песне для Евровидения-2018 Я буду настаивать на другой песне для Евровидения-2018
14 Апреля 2017
В России нужно вводить антисуицидальные сайты В России нужно вводить антисуицидальные сайты
Все интервью

Комментарии (0)

Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе