Печатать
23 Марта 201723:13

Мусульмане Удмуртии имеют возможность учить детей в исламских спецклассах

Фаиз-хазрат Мухамедшин

Мусульмане Удмуртии имеют возможность учить детей в исламских спецклассах
82 1 0
В конце марта в Удмуртии прошел большой региональный форум «Власть, общество, конфессии». Он собрал вместе чиновников, общественных деятелей и представителей религиозных организаций Удмуртии. Главной темой форума стали общие усилия по сохранению в регионе спокойствия и взаимоуважения среди разных религий.

Накануне форума корреспондент ИА «SM-News» в Удмуртии Юлия Мокрушина встретилась с главным муфтием региона Фаиз-хазратом Мухамедшиным и поговорила о том, как живется мусульманам в Удмуртии сегодня, и почему, изучая ислам, важно не ошибиться с выбором наставника.
- Фаиз-хазрат, Удмуртия - регион, где многие века вместе жили русские, удмурты и татары, православные и мусульмане. Сейчас количество верующих мусульман - больше 10% от населения. На Ваш взгляд, становится ли больше мусульман в нашей республике за последние годы?

- Удмуртия всегда была очень толерантным регионом в том, что касается религии. Даже в советские времена тот, кто хотел, мог совершать молитвы, поститься. Мечеть в Ижевске никогда не закрывалась. Уже в 1989 году у нас появились первые курсы изучения Корана, и с каждым годом количество слушателей на них только увеличивалось.

Сегодня мусульмане активно участвуют в общественной жизни республики, представители муфтията входят в состав Общественной палаты, в Общественный совет при МВД. Мы сотрудничаем с министерством образования, и Удмуртия - один из немногих регионов России, где у мусульман есть свои общеобразовательные классы в школах. Сотрудничаем с колониями, если там есть в заключении мусульмане. В двух колониях даже оборудованы небольшие мечети, в остальных - молельные комнаты.

Что касается того, стало ли больше мусульман, конечно, к нам регулярно приходят люди, желающие изучать ислам. Мы принимаем каждого, не спрашивая, кто он и откуда.

- С чем, на Ваш взгляд, связана радикализация части мусульман?

- Ответ не в религии совсем, а в самоощущении каждого конкретного человека. Когда агрессивный, чувствующий себя обиженным человек приходит в религию, он не может расти духовно, ему нужно приложить большие усилия, чтобы переломить в себе эти качества, надо большую работу над собой проделать. Не все к этому готовы. Если такой человек приходит не в официальную мечеть, а к радикальному наставнику, который говорит ему - иди, выплесни свою злость, иди убивать и воевать - это самый простой для него путь.

Такому человеку проще творить зло и оправдывать его велением Аллаха, для этого не нужно никаких усилий.

Но любая религия, и ислам тоже, призывает прежде всего к добру и соблюдению моральных норм. Пророк Мухаммад, пример для всех мусульман, построил целое государство, не проявляя агрессии ни к кому. А то, что происходит сегодня на Ближнем Востоке, никак не связано с исламом. Радикализм - это лже-религия, отрицание законов ислама.

- Но ведь радикальные мусульмане руководствуются понятием джихада - основным для ислама?

- Джихад - это очень широкое понятие, это прежде всего готовность к духовному труду. А он есть и в самых простых вещах - заботе о близких, родителях, ежедневных делах. Джихад - это прежде всего внутренняя борьба со своими пороками, без этого невозможно считаться правоверным. И только потом - газават, борьба с внешними врагами. Существует защитный джихад, когда люди защищают свою семью, жизнь, государство, но это настолько серьезные вещи, что простым мусульманам не дано принимать решение - воевать или нет, это право главы государства.

- Вам лично приходилось в Удмуртии сталкиваться с радикально настроенными верующими?

- В течение последних лет были попытки разговоров с верующими в мечети со стороны организации «Хизбут-Тахрир». Могу сказать, что у наших мусульман они не нашли поддержку. Для того, чтобы в регионе появились такие люди, нужна почва - социальное неблагополучие, бедность, несправедливость. Когда этой почвы нет, нет и оснований для протеста.

Например, в Удмуртии мы хотели строить мечети, молиться, обучать своих детей религии - все это есть. Есть школы, где дети могут изучать ислам, совершать намаз, есть курсы изучения ислама для взрослых. Есть собственное мусульманское кладбище, где умершего мусульманина родственники могут похоронить с соблюдением всех религиозных канонов. В 2016 году в нашей жизни произошло огромное событие - в Ижевске открылась Центральная мечеть, которую строили больше 10 лет. Это уже третья мечеть в столице региона. Можно сказать, что в Удмуртии созданы все условия, чтобы прожить жизнь правоверного мусульманина.

Ислам говорит, что там, где людям предоставляются все права, мы должны уважать и соблюдать законы государства, в котором живем. В Удмуртии действительно есть взаимоуважение между представителями разных религий. И мы убеждены, что такой мир и добрососедство нужно беречь и развивать.

- Как мусульмане Удмуртии относятся к тем, кто уезжает воевать за ислам в Сирию, Ирак?

- В Коране прямо говорится - в том месте, где нет закона, мусульманин находиться не должен. Сегодня на Ближнем Востоке, в Ираке, в Сирии - царит полное беззаконие. Та подмена закона, которую они называют законами шариата - это подмена понятий, потому что в шариате нет таких методов, как убийства или казни.

Когда мы встречаемся с имамами из других регионов, конечно, обсуждаем эти вопросы. Откуда больше всего уезжают воевать? Из регионов, где люди живут бедно, не имеют работы и применения себе. Действительно, когда у человека есть занятие и возможности для работы, молитвы и духовного роста, он никуда воевать не поедет. К сожалению, социальным неблагополучием часто пользуются недобросовестные люди, провокаторы, которые пытаются "раскачивать лодку" на национальной или религиозной почве.

- Какие возможности изучать ислам сегодня есть в Удмуртии?

- Первое что должен сделать желающий изучать Коран - не ходить по непонятным интернет-сайтам, а придти в мечеть. Когда мы хотим получить светское образование - мы идем получать его в университет, который несет ответственность за результаты образования. Здесь то же самое. Мечеть - это официальная организация, где человек может получить информацию, за которую ответственен имам. Люди, которые предлагают учить Корану в интернете, или на каких-то онлайн курсах, не несут никакой ответственности за свои слова и действия.

Кроме того, мечеть - это ведь не просто здание. Это сообщество людей, - пожилых, молодых, детей. Здесь можно найти поддержку в своих начинаниях, встретить единомышленников, обсудить вопросы, которые тебя волнуют. Поэтому люди, которые начинают ходить в мечеть, на проповеди, на занятия - у них уже есть прививка от радикализма. В мечеть можно просто придти на экскурсию, например, у нас часто бывают школьники - немусульмане. Мы всем рады, но никого не принуждаем думать и жить так, как мы. Каждый имеет право выбора.

Другие интервью

вчера
Россия для меня – сверх гостеприимная страна! Россия для меня – сверх гостеприимная страна!
19 Мая 2018
«Спасай взятых на смерть и не отказывайся от обреченных на убиение» «Спасай взятых на смерть и не отказывайся от обреченных на убиение»
18 Мая 2018
Побеждает не оружие, побеждает человек Побеждает не оружие, побеждает человек
Все интервью

Комментарии (0)

Опрос

Считаете ли Вы новое правительство России правительством народного доверия?

Посмотреть результаты

Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе

SM-News in English
Яндекс.Метрика