Печатать
28 Апреля 201712:31

Бизнес Удмуртии ждет от Бречалова улучшение налогового климата

Александр Прасолов

Бизнес Удмуртии ждет от Бречалова улучшение налогового климата
45 0 0
В мае 2017 года исполняется пять лет с тех пор, как в России был создан институт бизнес-омбудсменов. В задачи правозащитников, которые вскоре появились во всех российских регионах, входило стать посредниками между властью и предпринимателями, и отстаивать интересы последних.

О том, получилось ли это, и какие проблемы волнуют бизнесменов в регионах, корреспондент "SM-News" Юлия Мокрушина поговорила с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Удмуртии Александром Прасоловым.
- Александр Алексеевич, этой зимой Вы проводили анонимный опрос предпринимателей о их самочувствии в регионе. Какие результаты он дал? Проблемы удмуртского бизнеса общие для всех регионов России, или есть какие-то особенности?

- Наверное, надо начать с того, что в Удмуртии сейчас зарегистрировано почти 70 тысяч предпринимателей и коммерческих компаний. При этом около 94% бизнеса в нашем регионе - это микропредприятия, 5% - малый бизнес, и только оставшийся 1% приходится на средний и крупный бизнес. Как уполномоченный, я занимаюсь защитой прав и законных интересов предпринимателей в отношениях с органами госвласти.

Анонимные опросы мы проводим регулярно - чтобы иметь точную картину. В последнем приняло участие 266 респондентов, из них 66% собственники бизнеса и 28% – руководители организаций либо их заместители. Им предлагалось оценить условия ведения предпринимательской деятельности в Удмуртии по 10-бальной шкале. Под условиями ведения бизнеса в данном случае понимается совокупность внешних факторов - экономические, правовые, социальные и иные условия.

В итоге удмуртский бизнес оценил эти самые условия как "недостаточно комфортные". Средняя оценка составила 4,3 балла из 10. Больше 40% респондентов дают отрицательную оценку, а вот положительных оценок (от 8 до 10 баллов) всего 8%.

В этом опросе прослеживается прямая связь с результатами общероссийских исследований. Например, по итогам опроса, проведенного Фондом «Общественное Мнение» в июне 2016 года в 53 регионах России, 38% опрошенных заявили о том, что в стране созданы неблагоприятные условия для ведения бизнеса. Хуже всего оценивают ситуацию жители городов с населением от 250 тыс. до 1 млн. человек - к этой категории относится и Ижевск, столица Удмуртии.

Основными своими проблемами предприниматели считают высокие налоги, коррупцию, бюрократию, проблемы с получением начального капитала, частые изменения нормативных документов и сложную экономическую ситуацию.

- Какие меры поддержки предпринимателей существуют сейчас в Удмуртии?

- В Удмуртии довольно сильно развито микрокредитование. Несколько лет мы на федеральном уровне добивались, чтобы срок кредита увеличили с года до трех лет, а суммы кредита до трех миллионов. Добились изменений в федеральном законодательстве. Теперь бизнес может получить кредит под льготный процент из гарантийного фонда. Есть налоговые льготы для отдельных категорий бизнеса.

Но в целом, я уверен, главная поддержка для предпринимателей - это создание равных, благоприятных условий для всех, а не адресная помощь. Лучше для всех сделать налог меньше на один процент, чем дать поддержку кому-то одному. Я знаю множество примеров достойных предпринимателей, которые никогда не пойдут к государству за помощью, у них другая философия.

- Можно обозначить основные вопросы, которые сейчас волнуют бизнес?

- Основной вопрос на повестке дня сейчас - это внедрение онлайн касс, то есть кассовых аппаратов нового типа, оснащенных фискальным накопителем и выходом в интернет для оперативной отправки данных налоговикам. Кроме того, на чеке теперь обязательно должен печататься QR-код. Такие кассы должны появится уже в 2017 году.

В целом идея хорошая, от введения таких касс есть свои преимущества. Например, защита прав потребителей. Но вводить их, например, для микробизнеса, чьи налоги не зависят от выручки, - как минимум преждевременно. Представьте маленький магазинчик где-нибудь в отдаленном районе Удмуртии - предприниматель должен купить саму кассу, обслуживать ее, приобрести компьютер и специализированные программы, регулярно менять фискальный накопитель, который стоит несколько тысяч рублей.

И хотя есть проект федерального закона, предусматривающий налоговый вычет в 18 тысяч рублей, сами предприниматели оценивают свои затраты в среднем от 50 до тысяч рублей. Для сельских предпринимателей это огромная сумма! Уже сейчас поступает множество обращений от предпринимателей, касающиеся регистрации на сайте, дефицита кассовых аппаратов.

Еще одна серьезная и злободневная проблема - рост налоговой нагрузки на бизнес при переходе к исчислению налогов на имущество от кадастровой стоимости. Например, если в 2015 году в Удмуртии налоги на малых предпринимателей на упрощенной системе налогообложения из-за введения налога на имущество в среднем выросли на 31%, то в 2016 году - уже на 48%.

Для предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, это фактически новые налоги, поскольку до перехода к исчислению от кадастровой стоимости они налоги на имущество не уплачивали. Это противоречит позиции Президента России, который сказал, что налоговые условия должны быть зафиксированы в течение ближайших 4-х лет, а при переходе к налогообложению имущества от кадастровой стоимости не должно быть существенного роста налогового бремени.

В результате оказалось, что некоторым предпринимателям проще снести свои здания, чем платить за них налоги. Поэтому мы говорим о том, что необходимо пересматривать ставки налогов для разных категорий предпринимателей, возвращать освобождение от уплаты налога тем, кто его утратил, и делать это нужно достаточно срочно.

- С 31 марта вступили в силу новые правила и изменения в сфере для торговли алкоголем. Стало ли это проблемой для бизнеса Удмуртии?

- Это еще одна проблема для предпринимателей, которая тоже связана с контрольно-кассовыми аппаратами. Люди из-за отсутствия касс не могут получить лицензии на торговлю алкоголем, а кассы не могут купить, потому что поставщики не выполняют своих обязательств. Получается замкнутый круг.

Торговля алкоголем - проблема многогранная, у нас республике уже не раз принимались законы, ужесточающие торговлю алкоголем. Некоторые депутаты используют это как предвыборный пиар, но я считаю, что тут нельзя переусердствовать ни в коем случае.

Если не будет легальной торговли алкоголем, мы получим нелегальную торговлю. А нелегальная торговля, сами знаете, чем заканчивается.

- Традиционно бизнес говорит об административном давлении и бюрократии. Насколько актуальна эта проблема?

- Смотря что понимать под административным давлением. Количество плановых проверок становится меньше, здесь я высоко оцениваю работу прокуратуры Удмуртии, с которой мы плотно сотрудничаем. Они регулярно исключают из плана проверок большое их число. Если в 2015 году в сводный план в Удмуртии были включены 6 524 плановые проверки, то в 2016 году уже 4 835, а на 2017 год запланированы 3 804 проверки.

Но к сожалению, растет число внеплановых проверок. Они, конечно, выбивают бизнес из колеи.

Если же говорить о коррупции, то по результатам нашего опроса каждый пятый респондент (18%) сообщил о том, что в течение года ему приходилось сталкиваться с неформальными платежами. Учитывая, что вопрос довольно деликатный, логично предположить, что в реальности этот процент еще больше.

Но есть и положительные изменения. Предприниматели отмечают повышение удобства и качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Во многом, на мой взгляд, это связано с проводимой политикой по переходу на электронную форму услуг и развитием МФЦ.

– Апрель стал месяцем повышения тарифов в системе "Платон" и очередного витка противостояния властей и отдельных перевозчиков. Обращались ли к Вам перевозчики Удмуртии с жалобами на систему, и считаете ли Вы эту проблему действительно актуальной или искусственной?

- Официальные письменные обращения ко мне по «Платону» не поступали, хотя при общении с представителями бизнес-сообщества этот вопрос неоднократно поднимался. В своем докладе за 2016 год повышение тарифов в системе «Платон» я обозначил как одну из актуальных системных проблем бизнеса в регионе. В то же время я считаю, что платить должен тот, кто больше ездит и наносит наибольший ущерб дорогам. В этом есть здравый смысл.

Другое дело, что данный механизм должно быть прозрачным и понятным для предпринимателей. Необходимо предоставлять общественности регулярные отчеты о расходовании каждого полученного в системе «Платон» рубля, чтобы у людей не создавалось впечатление, что почти все уплаченные ими деньги идут частным коммерческим структурам, обслуживающим систему.

Другой вопрос – это размер тарифа. Все новое должно вводится постепенно. А если решено было сразу же установить довольно высокий тариф, то, наверно, необходимо подумать о том, чтобы одновременно снизить другую фискальную нагрузку на грузоперевозчиков. Например, отменить транспортный налог или снизить акцизы на топливо.

- Вы, как правозащитник, можете как-то влиять на ситуацию? У омбудсмена есть реальные рычаги воздействия на власть?

- Я нахожусь в постоянном контакте не только с предпринимателями, но и с региональными органами власти - Госсоветом, Минэкономики, правоохранителями, прокуратурой, с которыми у нас заключены соглашения о сотрудничестве. Также мы участвуем в судебных процессах, представляя интересы предпринимателей. По каждому конкретному обращению есть разные способы работы.

Что же касается каких-то общих вопросов, то мы регулярно вместе с уполномоченными из других регионов собираем нашу аналитику и пятерку наиболее актуальных проблем для включения их в доклад Президенту России. И часто встречаем понимание с его стороны. Многие проблемы решаются, в том числе путем изменения федерального законодательства.

- Апрель начался со смены главы региона. Каких шагов вы ждете от Александра Бречалова в плане работы с бизнесом?

- Пока удалось только вкратце пообщаться с Александром Владимировичем, рассказать о самых насущных вопросах. У нас намечена встреча к ним в ближайшее время. Каких шагов мы ждем? Это прежде всего, улучшение налогового климата в регионе. Сейчас он неблагоприятен для предпринимателей, и требует немедленного вмешательства и изменений. Это один из способов привлечь инвестиции и бизнес.

То, какие льготы устанавливать сейчас для предпринимателей, часто отдается на откуп региональным властям. Однако все мы прекрасно знаем, что все региональные бюджеты дырявые, и никто не откажется от лишней копеечки, даже невзирая на интересы предпринимателей.

Хочется надеяться, что новый руководитель региона обратит внимание не только на крупный, но и на средний и малый бизнес. Именно они могут стать основой экономического благополучия региона.

Другие интервью

вчера
Восточный форум объединил идеи Восточный форум объединил идеи
08 Сентября 2017
Nord stream продвигает вариант трубопровода через заповедник Nord stream продвигает вариант трубопровода через заповедник
07 Сентября 2017
Все школы Приморья подготовлены к новому учебному году Все школы Приморья подготовлены к новому учебному году
Все интервью

Комментарии (0)

Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе

SM-News in English