Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Рязань
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Великий Новгород
Архангельск
Ленинградская область
Петрозаводск
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
Салехард
Сибирский федеральный округ
Улан-Удэ
Иркутск
Томск
Омск
Чита
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирская область
Абакан

Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Хабаровск

Чувашия: маршрутки за и против

Чувашия: маршрутки за и против
Фото Николая Плотникова
Чебоксарская горадминистрация и Минтранс Чувашии о путях решения транспортного вопроса

Деловая полемика (назовем ее так) между мэрией столицы и республиканским Минтрансом, связанная с транспортными перевозками, проходила последние два года. Но особенно явно аргументы сторон обозначились четыре месяца назад, но до сих пор не все точки над i расставлены.

25 апреля, заседание Кабинета Министров ЧР. Ведет заседание Глава республики Михаил Игнатьев, что подчеркивает особую важность происходящего события. На заседании кроме членов правительства присутствуют руководители горадминистрации Чебоксар. Обсуждается планирование пассажирских перевозок по Чувашии. Деловой спор разгорелся еще на предыдущем заседании Кабмина. Тогда транспортная тема, должная перерасти в циркуляры правительственного документа, определенным образом регулирующего вопросы функционирования пассажирского транспорта, так и осталась неразрешенной. Между тем данный документ должен был явиться предосновой Республиканской транспортной реформы, которую готовит правительство Чувашии совместно с мэрией столицы. На данном заседании Кабинета Министров рассмотрены два транспортных проекта Минтранса Чувашии.

Суть спорного вопроса в следующем. Чебоксарская мэрия настаивает на широкомасштабном внедрении автобусов средней вместимости для пассажирских перевозок в Чебоксарах и на маршрутах Чебоксары-Новочебоксарск. Новочебоксарск численностью в 126 тыс. человек – это город-спутник столицы республики, который практически слился с Чебоксарами. В начале нулевых прошел референдум об объединении двух городов, но новочебоксарцы, проявив норов, высказались против такой инициативы. Между тем многие новочебоксарцы работают в Чебоксарах, равно как и чебоксарцы – в Новочебоксарске. Яблоком раздора как раз и стали маршрутные перевозки между этими двумя городами.

Михаил Игнатьев и Алексей Ладыков

Вот как комментирует свою позицию мэр Чебоксар Алексей Ладыков:

«В Чебоксарах всего ходит 474 маршрутки, а из Новочебоксарска — еще более 300 маршруток. Они дублируют городские маршруты и работают по нерегулируемым тарифам. Перевозят чебоксарских пассажиров, соревнуясь друг с другом и подрезая. По сути, о какой реформе тогда может идти речь, если всё остается по-прежнему… Между тем, у нас под угрозой троллейбусное управление, которое, как «Чувашавтотранс», в ближайшее время может стать банкротом. Однако автобусы малого класса (маршрутки) продолжат и в дальнейшем отнимать существенную долю пассажиропотока у муниципальных перевозчиков, и остается актуальной угроза банкротства Троллейбусного управления».

Алексея Ладыкова можно понять: эти 337 маршрутов из Новочебоксарска, как бы между делом, прокатывающие по людным остановкам 500-тысячных Чебоксар (так составлены их маршруты), весь кассовый сбор приносят в город-спутник. При этом теряют доходы и 196 троллейбусов, ежедневно выходящих на линии. Между тем, МУП «Чебоксарское троллейбусное управление», бывшее гордостью республики, остро нуждается в обновлении парка троллейбусов. Более того, предприятие — постоянный должник перед энергетиками. По мнению мэра Чебоксар, оптимизация пассажирских маршрутов с учетом интересов города и замена маршруток на вместительные автобусы должны лечь в основу Транспортной реформы.

Минтранс Чувашии на первый взгляд устраивало существующее положение вещей в транспортном вопросе. Возникающие же проблемы, связанные с жалобами пассажиров, решались в рабочем порядке. Но Минтрансу приходится учитывать то, что муниципалитет уже объявил конкурсы по чебоксарским маршрутам, которые предполагают сокращение маршруток и широкое использование более вместительных автобусов. Транспортная тема усугубляется еще одним фактом: реформа транспорта в республике происходит на фоне будущего банкротства госпредприятия «Чувашавтотранс».

Ожидаемое банкротство «Чувашавтотранса» и перевозки пассажиров

В ближайшее время должно состояться заседание Арбитражного суда, однако эксперты считают, что банкротство «Чувашавттранса» неминуемо. Да и на самом предприятии уверены в этом, иначе как понять июльское прекращение обслуживания населения пассажирским транспортом.

Надо отметить, что в течение последних двух десятилетий директора «Чувашавттранса» долго не засиживались – менялись буквально через год-два. В этом плане Министр транспорта Чувашии Владимир Иванов, работающий на этом посту лишь с февраля 2017 года, откровенно признается, что частный перевозчик эффективнее государственного. И это так. Частник (речь о лицензированном перевозчике) более мобилен, быстрее приспосабливается к меняющейся обстановке, к примеру, к той же сезонной, дачной или праздничной ситуациям, к условиям погоды, наконец.

До недавнего времени «Чувашавтотранс» обслуживал более 230 городских и пригородных маршрутов. Предприятие также решало вопросы, связанные с междугородними и межобластными перевозками пассажиров. В настоящее время, в преддверии банкротства, «Чувашавтотранс» начинает передавать в аренду частным перевозчикам автобусы и маршрутки. Так на данный момент состоялась сдача в аренду 78 автобусов с одновременной передачей маршрутов. В резерве у госпредприятия еще более 100 машин.

Но здесь не все так гладко. Не секрет, что большинство единиц транспорта предприятия находилось в крайне плачевном состоянии (на это постоянно жаловались сами водители «Чувашавтотранса»). Поэтому вряд ли многие согласятся брать в аренду эти автобусы. Получится так, что арендаторы будут чинить эти автобусы за свой счет, заменяя старые детали на новые. А ведь детали для импортных автобусов совсем не дешевые… Не следует забывать и то, что предприниматели получают транспорт пошедшего ко дну госпредприятия всего лишь во временную аренду. «Что ж, перед тем как сдать машину, будем назад вкручивать старые детали, — шутят потенциальные арендаторы. – Только непонятно, что с купленными-то делать. И если брать эти автобусы, то только в собственность — за полцены». Впрочем, после банкротства «Чувашавтотранса», Минтранс готовится к реализации транспорта предприятия в форме торгов, делая особый акцент на будущую реализацию именно автобусов. И еще в планах ведомства следующая новинка: предполагается, что контракты с лицензированными частными перевозчиками будут длительными – до 10 лет. Параллельно Кабинетом Министров разрабатывается проект так называемой оптимизации маршрутной сети республики. Скорее всего, будет поставлена точка дублированию некоторых межмуниципальных маршрутов автобусами и маршрутными такси, которая порождает нездоровую конкуренцию между перевозчиками.

Впрочем, против широкого внедрения автобусов, на чем, повторюсь, настаивает Горадминистрация Чебоксар, говорят и их рыночные цены. Так стоимость нового автобуса средней вместимости минского производства обойдется 8 млн рублей, что в четыре раза дороже 19-местного «Форда». Остается уповать на то, что аукционная распродажа автобусов «Чувашавтотранса» в ценовом вопросе будет решаться рыночным образом, т.е. в пользу предпринимателей. Да, данная техника будет требовать постоянного ремонта. Но ведь худо-бедно предприятием она эксплуатировалась.

Частник частнику – рознь

Для Минтранса Чувашии актуальна еще одна проблема. На загородных маршрутах особенно особо остро стоит задача борьбы с нелегальными перевозчиками. Нелегалы, как правило, стоят у автовокзалов и предлагают потенциальным пассажиром воспользоваться их транспортом для поездки в тот иной район Чувашии. Разумеется, легальный перевозчик более предпочтителен для пассажира. Он в лице индивидуального предпринимателя обязан провести предрейсовый медицинский осмотр водителей, надлежащий технический осмотр подвижного состава. Пасажиру это известно. Известно и то, что в стоимость билета входит и страховка на непредвиденные случаи, которые могут произойти в пути. Но все же часто он не обращает на это внимания. Нелегалы, не будучи зарегистрированными в качестве юрлиц или индивидуальных предпринимателей, конечно же, не платят налоги, они находятся в лучшем положении и в том плане, что могут, что называется, на лету менять стоимость проезда в сторону уменьшения.

Увы, закон против нелегальных перевозок (а они распространены по всей России) почти бессилен. Скажем, владелец автомобиля при предъявлении к нему претензий отвечает просто: беру попутчиков и никто мне поступать подобным образом не запретит, а попутчик – захочет, отблагодарит за это, захочет – нет…

В Минтрансе ЧР осознают, что налаживанием обслуживания пассажиров автобусами большой вместимости способно увеличить налоговые поступления, но не способно полностью решить эту проблему. Поэтому полностью отказываться от более мобильных 19-местных «Фордов» ведомство не собирается. А если данная проблема репрессивными методами не решается, значит, надо конкурировать с нелегалами-частниками. Да, именно, конкурировать! Кроме тех преимуществ, которые есть у законных перевозчиков (часть из них назвал выше) надо конкурировать ценой билета. Невозможно? Значит, придется смириться с той долей доходов от бизнеса, который имеется.

И все же, давайте поучимся, к примеру, у сетевых магазинов – у того же «Магнита», «Пятерочки», «Карусели». Поняв, что невозможно запретить стихийную торговлю, а тем более базары да рынки, где фермеры и владельцы подсобных хозяйств торгуют сельхозпродукцией, они задействовали свои козырные карты, связанные не только с превосходящим качеством обслуживания, но и с ценовой политикой, делая временные и постоянные скидки на те или иные товары, постоянно информируя об этом покупателей в своих буклетах, каталогах и платных объявлениях. Минтранс имеет сильнейшую «группу поддержки». Это десятки правительственных печатных и электронных СМИ. Здесь, конечно, ситуация несколько иная, но кое-чему можно поучиться, считают в Минтрансе Чувашии.

Подводные камни транспортной реформы

Любая перестройка, большая или малая, предполагает прохождение определенного временного этапа хаоса. В этом плане отказ от перевозки населения «Чувашавтотрансом» — объективная реальность, которая постепенно должна породить новую эффективную определенность в плане передачи права перевозок частным предпринимателям. И здесь альтернативная постановка вопроса — автобусы или маршрутки — кажется, преждевременной. Видимо, именно с этим связана определенная осторожность чиновников Минтранса, их уход от лобовых столкновений с линией Горадминистрации Чебоксар и поиском компромиссных решений. Головная боль министерства — это не только городские маршруты, но и обслуживанием транспортом всей Чувашии. В этой связи, открытая ведомством «горячая линия» стала поистине «горячей», поскольку не утихает звонков рассерженных пассажиров.

Недавно в Минтрансе ЧР состоялось совещание с перевозчиками пассажиров. В зале собрались предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров между районами республики по так называемым межмуниципальным маршрутам. Перевозчиков проинформировали, что по новым правилам торги будут производиться в форме аукционов на право перевозок пассажиров по дальним маршрутам . И теперь частные перевозчики пассажиров, заявившие о готовности участия в аукционе, в своем заявлении должны не просто указать класс автотранспорта, имеющегося у них, но и обозначить уровень пассажиропотока на выбранном межрайонном маршруте. А вот здесь, хочешь или не хочешь, вновь проявится вопрос об автобусном обслуживании или обслуживании маршрутками. Скажем, в вечернее время или в осенне-зимний сезон ради нескольких пассажиров не имеет смысл гнать автобус в отдаленный населенный пункт, выгоднее будет обойтись маршрутным такси. Не будет перевозчик учитываться данный момент или же не совсем оптимально будет составлена карта движения по населенным пунктам, автомоблист-нелегал тут же «подстрахует» легального перевозчика.

Министр Владимир Иванов

Министр транспорта Чувашии Владимир Иванов таким образом прокомментировал транспортную ситуацию в республике:

«Транспортная реформа продолжается. Одной из задач Министерства является разработка такой транспортной модели, которая позволит решить сразу несколько вопросов в сфере транспортного обеспечения пассажиров. Это оптимизация маршрутной сети общественного транспорта, перераспределение подвижного состава, отмена дублирующих маршрутов. В ближайшее время также предстоит проведение соответствующих конкурсных процедур, заключение договоров с перевозчиками на перевозку пассажиров.

В регионе на сегодня пассажирские перевозки осуществляют только частники. Многие планируют закупку новых транспортных средств, в городе уже  появились новые автобусы среднего класса. Количество автобусов малого класса (маршруток) планируем  перераспределить таким образом, чтобы разгрузить столицу региона и вывести их либо на маршруты с низким пассажиропотоком, либо использовать в качестве вспомогательных, подвозящих к стволовым транспортным веткам.

Конечно, это процесс не одного дня, он еще долгое время будет корректироваться с учетом мнения граждан и перевозчиков. В идеале мы стремимся к обеспечению удобства для пассажиров и автолюбителей. Транспортная реформа направлена на обеспечение доступности и улучшение качества обслуживания пассажиров в Чувашской Республике».

А что думают частные перевозчики?

Автор этих строк до написания материала встретился с несколькими «маршутчиками». Мнения самые разные. На правах анонимности они достаточно критично высказываются о транспортной реформе. Откровенно озвучить проблемы перевозчиков согласился Артем Макаров, директор транспортного предприятия «КМП», на счету которого 27 транспортных средств:

«Конечно, нам бы хотелось работать по-старому. Но теперь придется учитывать позиции Минтранса и чебоксарской мэрии. Лет десять назад мы в штыки воспринимали установку властей на отказ от транспортных «Газелей». Но пришлось приобретать «Форды» и «Мерседесы». Кто от этого выиграл? Конечно, пассажиры. Да и перевозчики постепенно отыграли затраты на их приобретение. В ситуации отказа «Чувашавтотранса» от перевозок пассажиров, автобусы придется приобретать нам. И никуда от этого не деться, хотя многие относятся к этому негативно.

Приобретать подержанные автомобили у «Чувашавтотранса» я не готов. Себе дороже. Буквально несколько дней назад в Казани пришлось купить МАЗ-206 минского производства. Насколько знаю, кто-то из перевозчиков взял в аренду у «Чувашатотранса» автобусы, правда, говорят, с правом последующего выкупа. В отличие от Казани, где закупкой автобусов занимаются муниципальные предприятия, приобретение автомобилей в наших условиях ляжет на плечи предпринимателей. В этом вся загвоздка. А в общем, считаю, что использование автобусов, как в городе, так и на межмуниципальных маршрутах – дело нужное. Больше порядка будет на дорогах. Но это в теории, а что произойдет на практике, покажет время. И все же с резким отказом от маршруток, думаю, не следует спешить».

У «Ленинграда» вышел новый клип про космос с Tesla Илона МаскаУ «Ленинграда» вышел новый клип про космос с Tesla Илона Маска
Подборка интригующих новостей в Яндекс Дзен, подписывайтесь zen.yandex.ru/sm-news.ru
Если есть проблема, о которой Вы хотите сообщить, отправьте жалобу на сайт Zadolbalo.net.
Рекомендуем
Загрузка...
Оставить свой комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Отправить комментарий
Опрос
Нужно ли, на Ваш взгляд, включать в школьную форму для девочек брюки?
  • Брюки можно включать в комплект только в зимнее время 60%, 3 голоса
    3 голоса 60%
    3 голоса - 60% из всех голосов
  • Обязательно, должно быть разнообразие 20%, 1 голос
    1 голос 20%
    1 голос - 20% из всех голосов
  • Девочки должны носить только юбки или платья 20%, 1 голос
    1 голос 20%
    1 голос - 20% из всех голосов
  • Я вообще против школьной формы 0%, 0 голосов
    0 голосов
    0 голосов - 0% из всех голосов
Всего ответов: 5
12.09.2018 - 17.09.2018
Опрос закрыт
Партнеры

Редакция ИА "SM News" публикует наиболее актуальные материалы о работе